ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

АО «Климов»: работа на результат

27 февраля 2017
АО «Климов»: работа на результат

Газотурбинные двигатели: от А до Я

 

В настоящее время АО «Климов» входит в число ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей полного цикла. Основными направлениями деятельности предприятия являются разработка, производство и сервисное обслуживание турбовальных, турбовинтовых и турбореактивных авиационных двигателей, а также систем автоматического управления двигателями, контрольно-проверочной аппаратуры, информационно-диагностических комплексов и счетчиков наработки и контроля.

Предприятием, в частности, разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, двигатель ТВ7-117В для новейшего вертолета Ми-38, турбореактивные двигатели семейства РД-33 для самолетов типа МиГ-29, турбовинтовые двигатели ТВ7-117С/СМ для регионального пассажирского самолета Ил-114.

2016 год принес АО «Климов» много важных достижений: начато серийное производство отечественного вертолетного двигателя ВК-2500, получены сертификаты типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета и Федерального агентства воздушного транспорта на двигатель ВК-2500ПС, после масштабной реконструкции введен в эксплуатацию испытательный стенд № 30, начались испытания самолетного двигателя ТВ7-117СТ.

 

Эффективное взаимодействие

 

Новые времена ставят перед предприятием новые задачи. Последние годы в России активно развивается процесс импортозамещения. АО «Климов» принимает в нем самое непосредственное участие. В 2015—2016 годах в рамках реализации программы по исключению зависимости от иностранного изготовителя вертолетных двигателей АО «Климов» обеспечило на территории Российской Федерации постановку на производство авиационного турбовального двигателя ВК-2500, ранее производимого на Украине. ВК-2500 — это глубоко модернизированная версия двигателя ТВ3-117, более современная и технологичная.

В процессе освоения и постановки двигателя на производство АО «Климов» решало стратегическую задачу по развитию межотраслевой кооперации. В практике современного российского двигателестроения примеров столь широкой кооперационной работы раньше не было, поэтому опыт АО «Климов» можно считать уникальным. К реализации проекта были привлечены отраслевые предприятия, организовано эффективное взаимодействие с инновационными предприятиями среднего и малого бизнеса, а также предприятиями аэрокосмической отрасли. Опыт, полученный при постановке двигателя ВК-2500 на производство в широкой кооперации, соответствует базовым принципам мировых производителей и будет использован АО «Климов» для дальнейшего развития российского авиационного двигателестроения.

Этап освоения серийного производства двигателей ВК-2500 в Российской Федерации с выпуском установочной партии двигателей был завершен еще в 2015 году. В 2016 в соответствии с контрактными обязательствами начата серийная поставка. Одновременно поставлена задача по увеличению объемов производства, которое должно завершиться в 2018 году выходом на расчетную мощность до 250 двигателей в год. Для достижения плановых показателей были освоены и внедрены новые технологические процессы, начиная с этапа контроля поступающих деталей и заканчивая упаковкой готового изделия. Под сборку российских двигателей организованы и аттестованы отдельные производственные линии, оптимизирована система проведения испытаний.

В январе 2017 года АО «Климов» признано лауреатом промышленной премии Правительства Санкт-Петербурга «Сделано в Петербурге-2016» в номинации «Импортозамещение» за организацию серийного производства турбовального двигателя ВК-2500 на территории Российской Федерации.

 

На помощь гражданской авиации

 

Создание двигателя — сложный многоступенчатый процесс, требующий, в том числе, и серьезного документального сопровождения. В 2016 году завершен комплекс работ по сертификации вертолетного двигателя ВК-2500ПС для современного гражданского вертолета Ми-171А2. Итогом проделанной работы стало получение сертификатов типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета и Федерального агентства воздушного транспорта. Наличие сертификатов типа дает право на использование двигателя в гражданской авиации и подтверждает соответствие его параметров текущим действующим требованиям годности для безопасной летной эксплуатации во всех потенциально возможных условиях эксплуатации.

Получению сертификатов типа предшествовала начатая в конце 2011 года работа по подготовке доказательной документации и проведению всего комплекса необходимых испытаний для подтверждения соответствия двигателя ВК-2500ПС требованиям авиационных правил безопасности. В процессе выполнения сертификационных работ проведено несколько десятков специальных стендовых испытаний двигателя ВК-2500ПС, которыми подтверждена работоспособность узлов и систем двигателя в различных условиях эксплуатации, осуществлен комплекс прочностных и газодинамических расчетов, подготовлено более 100 технических заключений и отчетов.

Завершающим этапом стали проведенные в мае 2016 года сертификационные стендовые испытания. В ходе испытаний двигатель в течение длительного времени работал на режимах, превышающих заданные техническим заданием, тем самым подтвердив не только работоспособность во всех потенциально возможных условиях эксплуатации, но и высокие запасы прочности и надежности.

Сертификация турбовального двигателя ВК-2500ПС разработки АО «Климов» стала очередным этапом в развитии программы отечественного авиационного двигателестроения. ВК-2500ПС является глубоко модернизированной версией ВК-2500, самого массового вертолетного двигателя разработки АО «Климов». По сравнению с базовой моделью, технические новшества модернизированного двигателя позволяют минимизировать обязанности экипажа по контролю за работой силовой установки и дают возможность управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

 

Испытания на прочность

 

В 2016 году АО «Климов» после масштабной реконструкции ввел в эксплуатацию испытательный стенд № 30. Меньше чем за год предприятие провело беспрецедентные по объемам и значимости строительно-монтажные работы по реконструкции стенда. Сейчас стенд не имеет аналогов в России. Его уникальные технические возможности позволяют испытывать силовую установку самолета вместе с винтом, мотогондолой, частью крыла и другими элементами фюзеляжа. Новый испытательный комплекс оснащен самым современным контрольно-измерительным оборудованием.

Первым двигателем, испытания которого начались на обновленном стенде, стал турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ для перспективного российского легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. ТВ7-117СТ расширяет семейство газотурбинных двигателей ТВ7-117 разработки АО «Климов». В новое изделие заложены передовые технические и конструктивные решения. Двигатель обладает превосходными показателями по мощности и экономичности в своем классе.

Каждый двигатель семейства ТВ7-117 становился прорывным продуктом для своего времени. Так, по показателям экономичности, ресурсу и надежности двигатель ТВ7-117С, созданный для регионального пассажирского самолета Ил-114, был одним из лучших мировых образцов в своем классе. Его дальнейшая модификация — двигатель ТВ7-117СМ, сконструированный по модульной схеме, снижающей материальные и временные затраты на сервисное обслуживание и ремонт, занимает одни из лидирующих позиций по соотношению мощности и массы в своем классе. В 2015 году сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета получил турбовальный двигатель ТВ7-117В, предназначенный для использования в силовой установке новейшего российского вертолета Ми-38. ТВ7-117СТ станет достойным продолжателем лучших традиций семейства. С 2021 года ТВ7-117СТ будет серийно изготавливаться в расширенной кооперации предприятий, входящих в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

 

В 2017 году АО «Климов» продолжит решать важнейшие отраслевые задачи, от которых зависит развитие отечественной авиации. Для предприятия важно удерживать высокую планку, заданную легендарными авиаконструкторами Владимиром Климовым и Сергеем Изотовым, и сегодня ему это удается.

 

СПРАВКА:

— Наши предшественники создавали авиационную технику, равной которой в мире не было. Мы гордимся тем, что имеем возможность продолжать их дело. Современные разработки АО «Климов» и предприятий, входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию, по праву можно назвать инновационными продуктами в области мирового газотурбинного двигателестроения. Успешная реализация поставленных задач и перспективных проектов является примером современного подхода в реализации приоритетных задач отечественного авиационного двигателестроения.

Александр Иванович ВАТАГИН, Исполнительный директор АО «Климов»

 

Материалы подготовлены пресс-службой АО "Климов"

"ПромЭнерго Лидер", №14 (январь-февраль, 2017г.)

Партнёры

иннопром2017
ВНИПИнефть
МАС ГНБ
ямал нефтегаз
ПТЯ 2017 март
эспо камма1
спг конгресс
кама
кама энергетика
Энергетика и электротехника
Электротранс 2017
Арктика
Металлургия челябинск
крым весна
крым осень
омск экспо
Газ. Нефть. Новые технологии - Крайнему Северу
ТЭК в 21 веке
Технодрев июнь17
Евроазиатского Промышленного Форум 2017
Строительство и модернизация НПЗ
KIOSH 2017 26-27 апреля
Атырау Нефть и Газ 11-13 апреля
Энерго Волга апрель2017