ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

АО «Климов»: работа на результат

27 февраля 2017
АО «Климов»: работа на результат

Газотурбинные двигатели: от А до Я

 

В настоящее время АО «Климов» входит в число ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей полного цикла. Основными направлениями деятельности предприятия являются разработка, производство и сервисное обслуживание турбовальных, турбовинтовых и турбореактивных авиационных двигателей, а также систем автоматического управления двигателями, контрольно-проверочной аппаратуры, информационно-диагностических комплексов и счетчиков наработки и контроля.

Предприятием, в частности, разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, двигатель ТВ7-117В для новейшего вертолета Ми-38, турбореактивные двигатели семейства РД-33 для самолетов типа МиГ-29, турбовинтовые двигатели ТВ7-117С/СМ для регионального пассажирского самолета Ил-114.

2016 год принес АО «Климов» много важных достижений: начато серийное производство отечественного вертолетного двигателя ВК-2500, получены сертификаты типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета и Федерального агентства воздушного транспорта на двигатель ВК-2500ПС, после масштабной реконструкции введен в эксплуатацию испытательный стенд № 30, начались испытания самолетного двигателя ТВ7-117СТ.

 

Эффективное взаимодействие

 

Новые времена ставят перед предприятием новые задачи. Последние годы в России активно развивается процесс импортозамещения. АО «Климов» принимает в нем самое непосредственное участие. В 2015—2016 годах в рамках реализации программы по исключению зависимости от иностранного изготовителя вертолетных двигателей АО «Климов» обеспечило на территории Российской Федерации постановку на производство авиационного турбовального двигателя ВК-2500, ранее производимого на Украине. ВК-2500 — это глубоко модернизированная версия двигателя ТВ3-117, более современная и технологичная.

В процессе освоения и постановки двигателя на производство АО «Климов» решало стратегическую задачу по развитию межотраслевой кооперации. В практике современного российского двигателестроения примеров столь широкой кооперационной работы раньше не было, поэтому опыт АО «Климов» можно считать уникальным. К реализации проекта были привлечены отраслевые предприятия, организовано эффективное взаимодействие с инновационными предприятиями среднего и малого бизнеса, а также предприятиями аэрокосмической отрасли. Опыт, полученный при постановке двигателя ВК-2500 на производство в широкой кооперации, соответствует базовым принципам мировых производителей и будет использован АО «Климов» для дальнейшего развития российского авиационного двигателестроения.

Этап освоения серийного производства двигателей ВК-2500 в Российской Федерации с выпуском установочной партии двигателей был завершен еще в 2015 году. В 2016 в соответствии с контрактными обязательствами начата серийная поставка. Одновременно поставлена задача по увеличению объемов производства, которое должно завершиться в 2018 году выходом на расчетную мощность до 250 двигателей в год. Для достижения плановых показателей были освоены и внедрены новые технологические процессы, начиная с этапа контроля поступающих деталей и заканчивая упаковкой готового изделия. Под сборку российских двигателей организованы и аттестованы отдельные производственные линии, оптимизирована система проведения испытаний.

В январе 2017 года АО «Климов» признано лауреатом промышленной премии Правительства Санкт-Петербурга «Сделано в Петербурге-2016» в номинации «Импортозамещение» за организацию серийного производства турбовального двигателя ВК-2500 на территории Российской Федерации.

 

На помощь гражданской авиации

 

Создание двигателя — сложный многоступенчатый процесс, требующий, в том числе, и серьезного документального сопровождения. В 2016 году завершен комплекс работ по сертификации вертолетного двигателя ВК-2500ПС для современного гражданского вертолета Ми-171А2. Итогом проделанной работы стало получение сертификатов типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета и Федерального агентства воздушного транспорта. Наличие сертификатов типа дает право на использование двигателя в гражданской авиации и подтверждает соответствие его параметров текущим действующим требованиям годности для безопасной летной эксплуатации во всех потенциально возможных условиях эксплуатации.

Получению сертификатов типа предшествовала начатая в конце 2011 года работа по подготовке доказательной документации и проведению всего комплекса необходимых испытаний для подтверждения соответствия двигателя ВК-2500ПС требованиям авиационных правил безопасности. В процессе выполнения сертификационных работ проведено несколько десятков специальных стендовых испытаний двигателя ВК-2500ПС, которыми подтверждена работоспособность узлов и систем двигателя в различных условиях эксплуатации, осуществлен комплекс прочностных и газодинамических расчетов, подготовлено более 100 технических заключений и отчетов.

Завершающим этапом стали проведенные в мае 2016 года сертификационные стендовые испытания. В ходе испытаний двигатель в течение длительного времени работал на режимах, превышающих заданные техническим заданием, тем самым подтвердив не только работоспособность во всех потенциально возможных условиях эксплуатации, но и высокие запасы прочности и надежности.

Сертификация турбовального двигателя ВК-2500ПС разработки АО «Климов» стала очередным этапом в развитии программы отечественного авиационного двигателестроения. ВК-2500ПС является глубоко модернизированной версией ВК-2500, самого массового вертолетного двигателя разработки АО «Климов». По сравнению с базовой моделью, технические новшества модернизированного двигателя позволяют минимизировать обязанности экипажа по контролю за работой силовой установки и дают возможность управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

 

Испытания на прочность

 

В 2016 году АО «Климов» после масштабной реконструкции ввел в эксплуатацию испытательный стенд № 30. Меньше чем за год предприятие провело беспрецедентные по объемам и значимости строительно-монтажные работы по реконструкции стенда. Сейчас стенд не имеет аналогов в России. Его уникальные технические возможности позволяют испытывать силовую установку самолета вместе с винтом, мотогондолой, частью крыла и другими элементами фюзеляжа. Новый испытательный комплекс оснащен самым современным контрольно-измерительным оборудованием.

Первым двигателем, испытания которого начались на обновленном стенде, стал турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ для перспективного российского легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. ТВ7-117СТ расширяет семейство газотурбинных двигателей ТВ7-117 разработки АО «Климов». В новое изделие заложены передовые технические и конструктивные решения. Двигатель обладает превосходными показателями по мощности и экономичности в своем классе.

Каждый двигатель семейства ТВ7-117 становился прорывным продуктом для своего времени. Так, по показателям экономичности, ресурсу и надежности двигатель ТВ7-117С, созданный для регионального пассажирского самолета Ил-114, был одним из лучших мировых образцов в своем классе. Его дальнейшая модификация — двигатель ТВ7-117СМ, сконструированный по модульной схеме, снижающей материальные и временные затраты на сервисное обслуживание и ремонт, занимает одни из лидирующих позиций по соотношению мощности и массы в своем классе. В 2015 году сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета получил турбовальный двигатель ТВ7-117В, предназначенный для использования в силовой установке новейшего российского вертолета Ми-38. ТВ7-117СТ станет достойным продолжателем лучших традиций семейства. С 2021 года ТВ7-117СТ будет серийно изготавливаться в расширенной кооперации предприятий, входящих в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

 

В 2017 году АО «Климов» продолжит решать важнейшие отраслевые задачи, от которых зависит развитие отечественной авиации. Для предприятия важно удерживать высокую планку, заданную легендарными авиаконструкторами Владимиром Климовым и Сергеем Изотовым, и сегодня ему это удается.

 

СПРАВКА:

— Наши предшественники создавали авиационную технику, равной которой в мире не было. Мы гордимся тем, что имеем возможность продолжать их дело. Современные разработки АО «Климов» и предприятий, входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию, по праву можно назвать инновационными продуктами в области мирового газотурбинного двигателестроения. Успешная реализация поставленных задач и перспективных проектов является примером современного подхода в реализации приоритетных задач отечественного авиационного двигателестроения.

Александр Иванович ВАТАГИН, Исполнительный директор АО «Климов»

 

Материалы подготовлены пресс-службой АО "Климов"

"ПромЭнерго Лидер", №14 (январь-февраль, 2017г.)

Партнёры

иннопром2017
экспо иннопром июнь
ВНИПИнефть
МАС ГНБ
ямал нефтегаз
Энергетика и электротехника
Металлургия челябинск
крым осень
ТЭК в 21 веке
Технодрев июнь17
Евроазиатского Промышленного Форум 2017
KIOSH 2017 26-27 апреля
ННФ 18 апреля 2017
Всероссийский водный конгресс 30 июня 2017
Вальве
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭНЕРГЕТИКИ-2017 июнь
ПЫЛЕГАЗООЧИСТКА сентябрь
Электроэнергетика россии май2017
Smart Energy 2017 июнь
нефть.газ.химия.красноярск ноябрь
ИПОТ ижевск июнь
Росэкспокрым июнь
армия 2017 август
макс 2017 август
Power Kazakhstan
Эксподрев сентябрь 2017
Электротехника. Энергетика Красноярск ноябрь
импортозамещение сентябрь