ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Консорциум роста

06 сентября 2017
Консорциум роста

На пути к общей цели

 

Идея проекта КТК зародилась еще в 1987 году, когда Правительством СССР было принято решение о привлечении корпорации «Шеврон» к разработке месторождения «Тенгиз» в Казахстане. Уже тогда все участники переговоров хорошо понимали, что для транспортировки на мировой рынок нефти с этого месторождения потребуется новая трубопроводная система. Для решения этой задачи 17 июня 1992 года было подписано рамочное соглашение между Республикой Казахстан и Султанатом Оман о создании Каспийского трубопроводного консорциума. 23 июля 1992 года к соглашению присоединилась Россия. Таким образом, 25 лет назад началась история Каспийского трубопроводного консорциума.

Через четыре года в проект вошли восемь частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний из семи различных государств. Участие ведущих мировых нефтегазовых компаний в КТК не только обеспечило стабильное финансирование проекта, но и дало возможность использовать современные технологии и оборудование, международные стандарты управления, проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепроводного транспорта.

Старт строительству нефтепровода Тенгиз—Новороссийск был дан 17 ноября 1999 года: в этот день в Ставропольском и Краснодарском краях в траншеи уложили первые трубы. 22 ноября 2000 года в резервуарном парке морского терминала КТК состоялась торжественная церемония сварки «золотого стыка», знаменующая окончание укладки линейной части нефтепроводной системы консорциума. А 28 ноября того же года на морском терминале были завершены работы по установке двух выносных причальных устройств (ВПУ).

Свою операционную деятельность КТК начал 13 октября 2001 года. С тех пор консорциум динамично и поступательно развивался и уже к середине 2004 года вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития — 28,2 миллиона тонн. С 2005 года КТК, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объемы транспортировки, которые в 2010 году достигли 35 миллионов тонн в год.

 

Расширяя возможности

 

Принимая во внимание открытие в регионе новых крупных месторождений, в 2011 году Каспийский трубопроводный консорциум приступил к расширению мощности своей нефтепроводной системы до 67 миллионов тонн нефти в год. Проект расширения общей стоимостью 5,4 миллиарда долларов США предусматривал строительство и ввод в эксплуатацию 10 новых нефтеперекачивающих станций, модернизацию пяти действующих нефтеперекачивающих станций, замену 88-километрового участка нефтепровода в Казахстане, увеличение емкости резервуарного парка на морском терминале с 400 тысяч до одного миллиона тонн, а также установку третьего выносного причального устройства.

Сегодня проект расширения мощностей трубопроводной системы находится на завершающей стадии. До конца этого года осталось ввести в эксплуатацию две нефтеперекачивающие станции из 10 запланированных проектом: А-НПС-3А в Атырауской области в Казахстане и НПС-2 в республике Калмыкия. Реализация проекта расширения позволит КТК выйти на новый экономический уровень и создаст необходимый профицит мощностей нефтепровода для удовлетворения заявок грузоотправителей и транспортировки увеличивающихся объемов сырья с российских и казахстанских месторождений.

Нефть с месторождения «Кашаган» в Казахстане и российских шельфовых месторождений — имени Владимира Филановского и имени Юрия Корчагина на Каспии — начала поступать в трубопроводную систему в 2016 году, и ее объемы будут увеличиваться.

 

Уникальные технологии

 

Международный статус компании позволяет КТК принимать на вооружение лучший опыт своих партнеров по всему миру. Так, специально для трубопроводной системы КТК был разработан целый комплекс мер по охране окружающей среды. Расходы на внедрение новейших природоохранных технологий составили около 12 % суммы бюджета строительства нефтепроводной системы. К природоохранным техническим решениям можно отнести применение труб с увеличенной толщиной стенки для защиты побережья Каспийского и Черного морей, использование метода горизонтально-направленного бурения при прокладке магистрали через водные преграды.

Уникальная автоматизированная система сбора данных и управления технологическими процессами (SCADA) позволяет осуществлять непрерывный мониторинг и контроль технических параметров по всей трубопроводной системе с возможностью доступа к данным в режиме реального времени для диспетчеров трубопроводов в главном центре управления в Новороссийске, а также для оперативного персонала на каждом объекте. Дублирующие друг друга каналы передачи данных (оптико-волоконная, спутниковая, радиосвязь) обеспечивают связь морского терминала со всеми объектами на всем протяжении трассы трубопровода и с региональными офисами КТК. В случае выхода каких-либо параметров за установленные рамки раздается специальный сигнал и производится осмотр аварийного участка для определения причин срабатывания автоматики.

Морской терминал под Новороссийском является крупнейшим объектом трубопроводной системы консорциума. В мире найдется немного нефтеналивных портов, которые могли бы конкурировать с морским терминалом КТК по технической оснащенности. Консорциум применяет технологию выносных причальных устройств, расположенных более чем в пяти километрах от берега, спроектированных специально для КТК с учетом работы в неблагоприятных погодных условиях. ВПУ закреплены за морское дно при помощи шести многотонных якорей, к каждому из них подведен нефтепровод. С февраля 2014 года, с момента ввода в эксплуатацию третьего выносного причального устройства, береговые сооружения морского терминала приобрели ту самую конфигурацию, при которой они могут обеспечивать перевалку сырья до 70 миллионов тонн в год.

 

Безопасность прежде всего

 

КТК большое значение придает вопросам подготовки и переподготовки специалистов, а также их аттестации в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности. В январе 2017 года коллективы Восточного (Казахстан) и Западного (Ставрополье и Краснодарский край) регионов КТК отчитались о преодолении ими рубежа в 15 миллионов человеко-часов без травм с потерей трудоспособности.

В КТК вот уже пять лет проходит международный День безопасности (в этом году он состоялся 22 августа в Ставрополе). Цель данного мероприятия — повышение мотивации персонала консорциума и его подрядных организаций в области безопасности производства и охраны труда. В соревновательной форме осуществляется проверка знаний и навыков участников команд, что формирует у коллектива высокий уровень профессионализма и ответственности.

На ежегодной основе консорциум проводит около 10 крупномасштабных учений по ликвидации разливов нефти и тушению пожаров с привлечением средств подрядчиков и территориальных подразделений МЧС. По специально разработанным графикам ежемесячно проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналом, на которых отрабатываются вопросы реагирования на различные нештатные ситуации.

 

За годы своего 25-летнего функционирования крупный международный интеграционный проект, которым является Каспийский трубопроводный консорциум, доказал свою состоятельность и эффективность как с экономической точки зрения, так и в плане соблюдения всех норм экологической и производственной безопасности, поступательного развития взаимовыгодных отношений с территориями, по которым проходит магистральный нефтепровод.

 

СПРАВКА:

С первого дня своего существования консорциум и в России, и в Казахстане последовательно реализует крупные социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта и других сфер. Всего же за годы своей благотворительной деятельности КТК вложил в развитие российских регионов более трех миллиардов рублей, казахстанских — около восьми миллиардов тенге. Каспийский трубопроводный консорциум регулярно организует и спонсирует различные экологические и природоохранные программы. Своими многочисленными благотворительными проектами КТК на деле подтверждает статус социально ответственной компании.

Материалы подготовлены пресс-службой

АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р»

"ПромЭнерго Лидер", №4(17)'17 (июль-август, 2017г.)

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан