ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

ОАО «РЖД»: стремясь в будущее

11 июля 2016
ОАО «РЖД»: стремясь в будущее

На волне развития

 

В настоящее время ОАО «РЖД» в своей деятельности ориентируется в значительной мере на развитие транспортировочных мощностей, считая это хорошим заделом на будущее, который поможет в дальнейшем избежать ограничения промышленного роста возможностями транспортной инфраструктуры.

Объем инвестиционных затрат в 2015 году составил 365,5 миллиарда рублей. При этом в приоритетном порядке обеспечивалась реализация крупных проектов, связанных с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

В 2016 году ОАО «РЖД» увеличит объем капиталовложений на 10 %. Инвестиционная программа холдинга оценивается в 432 миллиарда рублей, из них более половины предполагается направить на продолжение реализации проектов по поручению государства. Кроме модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, ведется развитие железнодорожных подходов к российским портам Балтийского, Южного и Дальневосточного регионов, пограничным переходам на западе и востоке страны, развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла и другие работы. И результаты деятельности холдинга уже видны — на сентябре запланирован пуск городской электрички по обновленному Малому кольцу Московского транспортного узла.

В рамках развития железнодорожной инфраструктуры страны также осуществляется создание первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань. В настоящее время идет ее проектирование. Комплексные инженерные изыскания будут окончены в 2016 году, в эксплуатацию магистраль будет сдана не ранее 2020 года. Ее протяженность составит 770 километров. Линия пройдет по территории семи субъектов Российской Федерации, это позволит подключить к магистрали регионы с населением около 25 миллионов человек. Ежегодный пассажиропоток на линии в первые годы ее эксплуатации оценивается в 10,5 миллиона человек.

 

Отечественные производители

 

Модернизация уже эксплуатируемых железнодорожных линий, строительство новых магистралей и обновление транспортного парка холдинга требуют соответствующие товары, технику, оборудование. ОАО «РЖД» традиционно является одним из основных потребителей продукции транспортного машиностроения, доля которой в закупках компании в 2015 году составила 11 % или 117,5 миллиарда рублей. В 2016 году холдинг планирует закупить продукции на сумму более 120 миллиардов рублей. Номенклатура самая широкая — от отдельных узлов и запчастей до законченных функциональных изделий. При этом, приобретая новую технику и оборудование, ОАО «РЖД» ориентируется в первую очередь именно на отечественного производителя, что немаловажно в современных экономических условиях.

В холдинге принята и реализуется программа импортозамещения. В течении 2015 года совместно с разработчиками и производителями тягового подвижного состава специалистами ОАО «РЖД» проанализирована доля импорта в цене каждой единицы, средний уровень импорта в цене тягового подвижного состава оценивается на уровне около 25 %—30 %. Ключевыми проектами по снижению уровня импортных комплектующих в закупаемых изделиях являются проекты по локализации производства подвижного состава. Так, локализация производства электропоездов ЭС2Г «Ласточка» достигла 60 %, электровозов ЭП20 — 59 %, электровозов 2(3)ЭС10 — 80 %.

ОАО «РЖД» в 2015 году было закуплено 232 вагона пригородного подвижного состава (в том числе 150 вагонов поезда «Ласточка»). В 2016 году в обновление пригородного подвижного состава компания инвестирует более 15 миллиардов рублей. На эти средства планируется приобрести 82 вагона производства ОАО «ДМЗ» и 150 вагонов поезда «Ласточка». А всего за три года (2016—2018 годы) предполагается закупить у предприятий отечественного машиностроения 532 вагона.

Кроме того, холдингом проведено снижение импортозависимости путем перехода на отечественные аналоги в области режущих, слесарных, специальных и электроинструментов, средств индивидуальной защиты, а также моторных, трансмиссионных, гидравлических и компрессорных масел, аккумуляторных батарей и так далее.

 

Дорога за рубеж

 

Несмотря на сложную международную ситуацию, сотрудничество холдинга с зарубежными странами продолжает развиваться. ОАО «РЖД» вместе с иностранными предприятиями осуществляет проекты развития железнодорожных и интермодальных перевозок в Финляндии, Словакии, Германии, Китае и других странах. Также компания реализует инфраструктурные проекты в Корее и Сербии.

В настоящее время прорабатывается возможность участия ОАО «РЖД» в реализации проектов в Иране, включая электрификацию линии Гармсар—Инче Бурун и строительство железнодорожной линии Решт—Астара (Иран)—Астара (Азербайджан). С 2008 года компания осуществляет концессионное управление железнодорожной системой Республики Армения. Также холдингом ведется продвижение проекта по строительству железной дороги на острове Калимантан в Индонезии, прорабатываются возможности участия в развитии железнодорожной отрасли во Вьетнаме, Бразилии, Индии, Эфиопии и ряде других стран.

В ответ на очевидные потребности рынка в сфере обслуживания транзитных грузопотоков, прежде всего, на маршрутах между Европой и Китаем, в ноябре прошлого года совместными усилиями российских, белорусских и казахстанских железных дорог и при поддержке лидеров трех стран была создана Объединенная транспортно-логистическая компания. Сотрудничество России и Китая в области железнодорожного транспорта в настоящее время достигло беспрецедентного уровня. Оно охватывает такие направления, как развитие международных транспортных коридоров, осуществление международных грузовых и пассажирских перевозок, высокоскоростное железнодорожное сообщение и многое другое. ОАО «РЖД» планирует создать российско-китайский логистический центр в Московской области, а также сформировать совместную операционную платформу (через создание совместного предприятия) с портом Инкоу с участием Объединенной транспортно-логистической компании. Основными задачами совместного предприятия станут осуществление мультимодальных перевозок и трансграничная очистка грузов.

Еще одним совместным перспективным проектом является создание в порту Инкоу российско-китайского логистического парка, который будет способствовать увеличению перевозок грузов из Китая в Россию и Европу железнодорожным транспортом.

 

Год пассажира

 

В 2015 году, несмотря на общие негативные тенденции (сокращение валового внутреннего продукта на 3,7 %), «Российские железные дороги» в целом выполнили поставленные задачи по перевозкам грузов и пассажиров.

В пассажирском комплексе было отправлено более миллиарда пассажиров, при общем снижении пассажирооборота на 6,5 % (в сравнении с 2014 годом). Отдельные сегменты пассажирских перевозок даже продемонстрировали рост показателей — например, в скоростном сообщении объем перевозок вырос на 22,2 %. Сокращены расходы по перевозочным видам деятельности почти на 40 миллиардов рублей по отношению к плану. Результат был достигнут в первую очередь за счет повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, внедрения новых технологий, сдерживания роста цен, проведения организационно-технических мероприятий.

2016 год ОАО «РЖД» объявило Годом пассажира. Среди основных векторов направления работы компании в области перевозок на текущий год значатся повышение качества услуг для пассажиров и экономической эффективности перевозок, развитие скоростного сообщения.

План погрузки на 2016 год заложен с увеличением к прошлому году на 1,5 %. Грузооборот запланирован на уровне около трех триллионов тонно-километров. Компания подготовила программу повышения операционной эффективности, реализация которой позволит снизить уровень тарифной нагрузки на грузоотправителей в целом за год на 45,5 миллиарда рублей.

Среди других задач ОАО «РЖД» в 2016 году — повышение внутренней эффективности деятельности, улучшение надежности перевозок и развитие инфраструктуры, продолжение работы по улучшению кадровой и социальной политики в холдинге, сохранение курса на открытость.

 

СПРАВКА:

К настоящему времени ОАО «РЖД» полностью перешло на закупку рельсов у отечественных предприятий. На 2016 год намечено приобретение 850 тысяч тонн рельсов, это полностью покроет потребности холдинга в данной продукции для ремонта и строительства путей. Для укладки на особо грузонапряженных или высокоскоростных участках пути в этом году компания предполагает приобрести до 300 тысяч тонн 100-метровых рельсов.

 

 

Материалы подготовлены

пресс-службой ОАО "РЖД"

"ПромЭнерго Лидер", №10 (май-июнь, 2016г.)

 

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан