ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Покорители водных просторов

13 июля 2017
Покорители водных просторов

Морские ворота страны

 

Глобальные задачи по развитию морского и речного транспорта отражены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и государственной программе Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Практическая же реализация различных мероприятий предусмотрена в ряде подпрограмм, как госпрограммы, так и некоторых федеральных целевых программ. В начале прошлого года к документам, формирующим дальнейшее развитие внутреннего водного транспорта, добавилась соответствующая утвержденная правительством страны стратегия, рассчитанная на период до 2030 года.

Ежегодно в рамках вышеназванных стратегий и программ выполняется ряд мероприятий, направленных на развитие водного транспорта страны. Среди важнейших результатов прошлого года:

  • реконструкция гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала, Северо-Двинской шлюзованной системы, 101 пары береговых створных знаков навигационного ограждения на участке реки Енисей от устья Ангары до порта Игарка;
  • начало проектирования строительства Багаевского гидроузла и выполнение инженерных изысканий по строительству Нижегородского низконапорного гидроузла;
  • завершение реконструкции морского вокзала в Мурманске и строительства морского вокзала в Петропавловске-Камчатском.

В прошлом году были введены в эксплуатацию арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти с Новопортовского месторождения, вторая очередь морского многофункционального перегрузочного комплекса «Бронка», причал № 5а в морском порту Оля, а также продолжилось развитие РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II», реконструкция и строительство объектов федеральной собственности в портах Усть-Луга, Санкт-Петербург, Мурманск, Сабетта, Петропавловск-Камчатский, Певек. Благодаря выполненным работам производственные мощности российских морских портов за прошлый год увеличились на 32 миллиона тонн и составили около 966 миллионов тонн грузов в год.

Помимо реконструкции и развития береговой и портовой инфраструктур, пополнился и российский флот — были приняты в эксплуатацию линейный дизель-электрический ледокол «Новороссийск», катера-бонопостановщики «Александр Сизонцев» и «Капитан Оходов», а также спущен на воду многофункциональный линейный дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин».

В 2017 году развитие водного транспорта продолжается: ведется строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта, планируется начать сооружение терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерский (Калининградская область), продолжается реализация проектов создания Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге и Багаевского гидроузла на Дону. Не остается без внимания и обеспечение безопасности и надежности работы гидроузлов и шлюзов — ведутся реконструкции судоходных гидротехнических сооружений на водных бассейнах Европейской части России и Сибири.

 

Международные коридоры

 

Внутренние водные пути страны открыты не только для отечественного транспорта, но и для иностранных судов в рамках соответствующих международных договоров. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 734-р, заход судов под флагами иностранных государств возможен в 40 речных портов страны. При этом Стратегией развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года предусматривается повышение использования внутренних водных путей для товародвижения, что влечет за собой дальнейшую интеграцию России в мировое транспортное пространство.

Отечественные морские порты уже давно задействованы в международных транспортных коридорах. Особое внимание уделяется транзитному потенциалу страны в восточном направлении, ведь основной поток экспортных грузов на Дальнем Востоке России движется к морским портам, это касается не только отечественной продукции, но и европейской и азиатской, проходящей через российскую территорию. В связи с продолжающейся интеграцией Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский регион активно ведется формирование международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», концепция которого включает в себя развитие морской портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктур. Например, в рамках проекта «Большой порт Зарубино» («Приморье-2») планируется создать зерновой, контейнерный и бункеровочный терминалы общей мощностью 60 миллионов тонн грузов в год.

Еще одним международным транспортным коридором, проходящим по территории страны и включающим в свой состав портовую инфраструктуру, является Север—Юг. По нему осуществляются транзитные и внешнеторговые грузопотоки через морские порты Астрахань, Оля и Махачкала.

Важное место во внешнеторговых отношениях занимает и Северный морской путь. Только за прошлый год перевозки транзитных грузов по нему увеличились в шесть раз и составили 215 тысяч тонн.

 

Безопасность на водном транспорте

 

Обеспечение безопасности мореплавания — краеугольный камень морских и речных перевозок. Для этого ежегодно выполняются различные мероприятия, внедряется современное оборудование, строятся гидротехнические и другие сооружения. На внутренних путях, например, ведется постоянное наблюдение за уровнем воды, поддержание определенных габаритов судовых ходов, строительство судоходных гидротехнических сооружений, корректировка лоции с учетом изменений гидрометеорологических условий рек. В прошлом году велись работы по оснащению современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов Крыма. Они продолжаются и в этом году, а завершение запланировано на 2018 год.

Также важным инструментом в обеспечении безопасности на водном транспорте является государственный портовый контроль, благодаря которому проверяется выполнение на судах требований законодательства Российской Федерации в области мореплавания и судоходства. За 2016 год в морские порты страны было осуществлено более 90 тысяч судозаходов, как российских, так и иностранных судов, при этом проведено более 17 тысяч инспекций, при этом в более чем 11 тысячах случаев были выявлены нарушения. На внутренних же водных путях за навигацию прошлого года было проведено более 16 тысяч инспекций судов, из которых более 11 тысяч — с замечаниями.

Безопасность мореплавания также обеспечивается благодаря особым системам: службам дифференциального режима глобальных спутниковых навигационных систем, системам управления движением судов на основе береговых радиолокационных станций, глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности. В прошлом году были выполнены проектные работы по техническому перевооружению объектов глобальной морской системы связи при бедствии порта Махачкала, объектов морского района А1 глобальной морской системы связи при бедствии порта Севастополь, системы управления движением судов порта Керчь, начались проектные работы по реконструкции объектов системы обеспечения безопасности мореплавания в порту Феодосия, а также региональной системы управления движением судов Финского залива (второй и третий этапы). Также в 2016 году были введены в эксплуатацию земная станция спутниковой связи «Марсат-4» и российский наземный сегмент системы спутниковой связи «Иридиум» — станция сопряжения, которые позволят повысить уровень информационной безопасности, расширить перечень услуг и улучшить качество глобальной широкополосной подвижной спутниковой связи «Инмарсат» на морском и речном транспорте.

В ведении Росморречфлота находится не только обеспечение транспортной безопасности на воде, но и организация и координация работ по деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасении людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах РФ, а также организация работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта. Аварийно-спасательные работы и ликвидация разливов нефти на морских бассейнах страны обеспечиваются ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и девятью его филиалами, при поддержке ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», морских спасательно-координационных центров и морских спасательных подцентров. Только за прошлый год силами Росморречфлота были проведены 102 аварийно-спасательные работы, а флот морской службы спасения в 2012—2015 годах пополнился двумя многофункциональными аварийно-спасательными суднами проекта MPSV06 мощностью семь мегаватт и четырьмя судами проекта MPSV07 мощностью четыре мегаватта, а также ассиметричным ледоколом мощностью семь мегаватт.

Для отработки действий сил и средств, органов управления, организации взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при поиске и спасании, при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ежегодно проводятся совместные крупномасштабные учения, в 2016 году Росморречфлотом и ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» было проведено 14 таких мероприятий.

 

СПРАВКА:

За прошлый год через 67 морских портов страны (включая порты Крыма) было перевалено 721,9 миллиона тонн грузов, что на 6,7 % выше аналогичного показателя 2015 года. При этом объем сухогрузов составил 335,8 миллиона тонн (+ 7,5 %), а наливных грузов — 386,1 миллиона тонн (+ 5,9 %). Больше всего грузов проходит через порты Азово-Черноморского, Балтийского и Дальневосточного бассейнов — 33,8 %, 32,8 % и 25,7 % соответственно. Значительно меньше приходится на Арктический бассейн — 6,9 % и Каспийский — 0,8 %.

Десять крупнейших морских портов страны по объемам перевалки грузов в прошлом году — это Новороссийск, Усть-Луга, Восточный, Приморск, Большой порт Санкт-Петербург, Кавказ, Мурманск, Ванино, Туапсе, Находка. На их долю приходится около 75 % всего объема перевалки грузов через морские порты России.

 

Текст подготовлен по материалам Росморречфлота

"ПромЭнерго Лидер", №3(16)'17 (май-июнь, 2017г.)

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан