ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Раздвигая горизонты

15 июля 2019
Раздвигая горизонты

От артерий водных — к сухопутным и железнодорожным

Пути сообщения России исторически определялись географическими и природными особенностями страны. Реки, моря, океаны являлись первыми естественными транспортными артериями, имели решающее значение для освоения и экономического преобразования огромных территорий Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока и способствовали формированию централизованного государства.
Важным шагом на пути к организации единого органа управления транспортным комплексом Российской империи стала передача всех водяных коммуникаций специально созданному в 1798 году департаменту. В 1800 году в его подчинение перешла Экспедиция устроения дорог, а 20 ноября 1809 года вышел манифест императора Александра I, учреждающий Управление водяными и сухопутными сообщениями, а также Корпус инженеров путей сообщения и институт при нем. Эта дата и считается днем создания транспортного ведомства и транспортного образования России.

В дальнейшем Управление было преобразовано в Министерство путей сообщения, объединяющее департаменты сухопутных и водяных сообщений, железных дорог, а также ревизий и отчетов. В обязанности его специалистов входило заведование сооружением, содержанием и эксплуатацией всех путей сообщения и торговых портов империи.
В 1840-60-е годы ежегодно в строй вводилось до 266 верст шоссейных дорог. В эти годы началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали и Китайско-Восточной железной дороги, и к рубежу веков Россия заняла второе место в мире по вводу новых железнодорожных линий, а в двух инженерных вузах (в Санкт-Петербурге и в Москве) наладили подготовку профессиональных кадров — элиты инженерной интеллигенции. На рубеже веков Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. Тем не менее, доля речного транспорта во внутреннем грузообороте страны оставалась преобладающей и составляла 84,5 %.

Время перемен

Политическая ситуация в стране в начале ХХ века была напряжена до предела. Этому способствовали события 1905 года, Первая мировая война 1914–1918 годов, отречение российского императора от престола, революция 1917 года, Гражданская война… Но именно в это тяжелое время транспорт расширял свои полномочия.
С 1905 года империя начала разрабатывать программу освоения Северного морского пути. К 1912 году отечественный речной флот состоял из 5556 пароходов и теплоходов суммарной мощностью более миллиона лошадиных сил и 24151 несамоходного судна грузоподъемностью 13,5 миллиона тонн, по праву считаясь одним из крупнейших в мире.
В это время были достигнуты небывалые успехи в мостостроении. По проекту профессора Лавра Проскурякова был возведен мост через реку Амур длиной 2,6 километра с пролетами по 130 метров — его пуск в эксплуатацию в 1916 году ознаменовал завершение прокладки Амурской железной дороги. Ранее, в 1903 и 1904 годах были реализованы еще два глобальных железнодорожных проекта: сооружение Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги.

Параллельно активно развивалась сухопутная инфраструктура и авиация: в 1914 году в России насчитывалось 18 тысяч километров трасс с щебеночным и гравийным покрытием и девять тысяч километров дорог из булыжного и колотого камня, а авиаконструктор Игорь Сикорский в 1912-13 годах спроектировал и построил самолеты «Гранд», «Русский витязь» и «Илья Муромец».
В 1917 году в управлении Министерства путей сообщения находилось: 25 казенных и 29 частных железных дорог, девять округов путей сообщения, два управления водных путей, три управления шоссейных дорог и два института инженеров путей сообщения. Пароходы «Добровольного флота» обслуживали 13 пассажирских линий, совершая рейсы в Арктику, порты Японии, Китая и США.

Единым фронтом

Непростой исторический период 1918-55 годов был овеян революционным порывом, который, многое сметая на своем пути, тем не менее привел к созданию новых административных и инженерных решений в поиске эффективных решений транспортных проблем. В это время были сформированы отдельные министерства по всем отраслям транспорта, основаны органы государственной безопасности, милиции, прокуратуры, ведомственной охраны и военного управления на транспорте, а к сухопутным, воздушным и водным трассам добавились подземные: в 1935 году состоялось открытие первой ветки Московского метрополитена.

Сложно переоценить, насколько огромное значение транспортный комплекс имел для нашей страны в годы Великой Отечественной войны, его роль в великой Победе и последующем восстановлении промышленности и экономики. В это время на железнодорожном транспорте были сформированы колонны паровозов особого резерва, которые только в течение июля-ноября 1941 года эвакуировали на восток 2593 предприятия и 18 миллионов человек. В блокадный Ленинград по «Дороге жизни» автомобили доставили 386 тысяч тонн грузов и эвакуировали 734 тысячи человек. С 1941 по 1945 годы состоялось около 1,5 миллиона самолетовылетов, перевезено более полутора миллионов бойцов и командиров (в том числе 146 тысяч раненых) и 123 тысяч тонн военных грузов. За ратные подвиги и проявленный в годы войны героизм высокое звание Героя Советского Союза получили 206 транспортников.

В мирные 1946-47 годы на Горьковском, Московском, Ярославском и Уральском заводах началось производство новых автомобилей ГАЗ-51 и ЗИС-150. В 1952 году реки Волгу и Дон соединил судоходный канал имени Ленина протяженностью 101 километр — с его вводом в строй внутренние водные пути связали между собой все моря европейской части СССР. А в 1954 году состоялся спуск на воду первого дизель-электрического ледокола типа «Капитан Белоусов».
Колоссальное развитие в это непростое время получила гражданская авиация, став полноценной транспортной отраслью: к 1955 году в сравнении с 1917-м протяженность воздушных линий страны увеличилась в семь раз и достигла 330 тысяч километров, а в 1956 году в России началась эра реактивных самолетов.

Перекуем мечи на орала

Залечив фронтовые раны, во второй половине ХХ века страна взяла курс на рост оборонного комплекса, промышленности и сельского хозяйства, что потребовало интенсивного развития транспортной отрасли. В это время продолжался количественный и качественный рост воздушного флота гражданской авиации, значительно расширился аэропортовый комплекс. Городской общественный транспорт и метрополитен стали неотъемлемой частью жизни населения страны. В европейской части страны сформировалась единая глубоководная система речных путей сообщения, а морской транспортный флот страны занял ведущее место в мире. Кроме того, у России появился мощный атомный ледокольный флот, позволивший круглогодично осуществлять навигацию по Северному морскому пути.

Создание и активное внедрение новейших технологий промышленного производства привели к появлению принципиально новых типов самолетов, речных и морских судов, ледоколов, скоростных железнодорожных экспрессов, машин различного назначения. Отечественные заводы, выпускающие тепловозы, электровозы, автомобили вышли на проектные мощности.
На рубеже ХХ-ХХI веков особое внимание транспортников было обращено организации мультимодальных перевозок, интеграции всех видов транспорта в рамках единого информационного поля. Интенсивное развитие отрасли способствовало интенсификации глобальной торговли и совершенствованию городской инфраструктуры.

В результате проведения административной реформы в эти годы был воссоздан единый федеральный орган исполнительной власти в области транспорта — Министерство транспорта РФ, сформированы специализированные федеральные службы: по надзору в сфере транспорта и аэронавигационная, разработаны и утверждены «Транспортная стратегия Российской Федерации» на период до 2020, а затем — до 2030 года, и федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Большинство внутренних сетей связи предприятий речного транспорта: пароходств, портов, заводов — вошли в Единую автоматизированную сеть связи страны. Началось строительство крупнейших автомобильных трасс на основе государственно-частного партнерства, а также был создан Федеральный дорожный фонд.

Входим в эру цифровой экономики

В начале XXI века транспортная система России подошла к новому этапу своего развития. Завершились необходимые структурные реформы, сформировалась современная нормативно-правовая база функционирования и развития отрасли в современных условиях. В настоящее время единая транспортная политика страны осуществляется на основе комплексного развития инфраструктуры. Решаются вопросы сбалансированного развития всех видов транспорта, совершенствуется система управления, активно развиваются отраслевое образование и наука. Все это в полной мере обеспечивает гарантированные Конституцией право граждан на свободное передвижение, единство экономического пространства и свободу перемещения товаров.

— XXI век ставит перед транспортом много новых задач, — говорит министр транспорта РФ Евгений Дитрих. — Мы входим в эру цифровой экономики, прорывных инновационных решений, увеличения скоростей на всех видах транспорта и создания доступной транспортной среды, безопасных и качественных дорог во всех регионах нашей необъятной родины. Успешное решение столь глобальных проектов возможно только в союзе развивающейся инженерной мысли и стабильной работы транспортного комплекса страны, ответственность за который административный и управленческий аппарат стремится исполнить в полной мере.

Результат налицо: только с 2012 по 2018 годы в России построено и реконструировано 2156 километров федеральных трасс, возведено 364 моста и путепровода. В минувшем году суммарная длина автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составила почти 42,5 тысячи километров — это более 83 % от их общей протяженности.
Неуклонно растет объем перевозки людей всеми видами транспорта. Только за 2017 год автобусами воспользовалось 11 миллиардов человек. В свою очередь, железнодорожным транспортом в течение последних шести лет воспользовалось 6,5 миллиардов пассажиров, а объем грузоперевозок составил 7,5 миллиарда тонн. За этот же период на отечественных верфях построено и модернизировано более 300 судов различного назначения, а суммарные перевалочные мощности морских портов страны достигли миллиарда тонн.

При этом транспортная подвижность населения возрастает, и ожидается, что к 2030 году составит уже более 15,5 тысяч километров на каждого жителя, что сопоставимо с показателями развитых зарубежных стран.
Настоящим вызовом для транспортников стали Олимпийские игры 2014 года в Сочи. В рамках подготовки к спортивному празднику был реконструирован аэропорт, способный обслужить за час более трех тысяч пассажиров. Благодаря новым взлетно-посадочным полосам он обеспечивал 575 взлетно-посадочных операций в сутки. Всего в период проведения игр авиакомпании перевезли почти полмиллиона пассажиров, из них около тысячи маломобильных.
Обновился и Сочинский морской порт, протяженность причальных стенок которого составила более пяти километров. Кроме того, были построены семь современных морских пассажирских терминалов и грузовой порт в Имеретинской бухте. Услугами круизных судов во время Олимпиады воспользовались 52 тысяч человек, заполняемость лайнеров составила 90 %. Современный железнодорожный вокзал в Адлере за это время обслужил почти четыре миллиона человек — это один из самых больших вокзалов в стране, его пропускная способность составляет 15 тысяч пассажиров в час. В пиковый курортный период он готов принять до 75 пар пассажирских поездов в сутки.

В успехе проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года транспорт также сыграл решающую роль. Надежная инфраструктура связала между собой 11 городов-организаторов, среднее расстояние между которыми составляло 600 километров. 15,8 миллиона болельщиков воспользовалось услугами воздушного транспорта, при этом было назначено 1629 дополнительных рейсов. Свыше 5,2 миллиона человек перевезли поезда: с 12 по 16 июля футбольные фанаты оформили 400 тысяч билетов на 734 бесплатных состава.
Знаковым для отрасли достижением стали сооружение и пуск автомобильного движения по Крымскому мосту. За время строительства на объект было доставлено более шести миллионов тонн различных грузов, в подъеме арки моста на проектную высоту принимали участие более 30 стропальщиков и геодезистов, 16 крановых установок.

Навстречу новым свершениям

В течение последних десяти лет Министерство транспорта РФ реализует ряд взаимовыгодных международных проектов, в первую очередь направленные на формирование прочных партнерских отношений со странами СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, в рамках «Договора о Евразийском экономическом союзе» Минтранс принимает участие в разработке основных направлений формирования гармонизированной транспортной политики союза. Ожидается, что это позволит обеспечить бесперебойное транспортное сообщение России с Китаем и странами Европы.
Большая работа ведется в области развития российского транспортного образования, главными чертами которого являются системная взаимосвязь с отраслями, четкая ориентация на интересы работодателей, опережающий характер формирования обучающей инфраструктуры. В ведение Министерства транспорта находится Российский университет транспорта — головная организация в сфере методологического обеспечения транспортного образования, выполняющего роль интегратора.

— Сегодняшний день приносит много созидательных интересных решений, но будущее направлено на реализацию новых грандиозных проектов, — убежден Евгений Дитрих.

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан