ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Уралвагонзавод: 80 лет в авангарде машиностроения

15 ноября 2016
Уралвагонзавод: 80 лет в авангарде машиностроения

Уралвагонзавод на передовой машиностроительной отрасли

 

В тридцатые годы ХХ века именно на Уральском вагоностроительном заводе впервые в отечественной практике получили применение новейшие достижения мирового вагоностроения: саморазгружающиеся полувагоны, литая тележка на роликоподшипниках, безбандажные литые чугунные колеса Гриффина, автосцепное устройство, полный переход от клепаных конструкций рамы и кузова к сварным. Только за предвоенный период тагильское предприятие выпустило 35 тысяч вагонов, что составило больше, чем выпустили все вагоностроительные заводы Советского Союза за годы первой и второй пятилеток.

13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода № 183, Харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода имени Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод № 183.

Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Кроме того, на Уральском танковом заводе, помимо «тридцатьчетверок», выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша», бронекорпуса для самолетов.

С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестроился на выпуск вагонов, используя для восстановления опыт конвейерного производства танков и новейшие технологии.

В то же время, сохранялось и совершенствовалось военное производство. В разные годы были созданы и производились легендарные танки Т-54, Т-55, Т-72, Т-90 и их модификации, инженерная техника и другие изделия.

В конце 40-х годов на конвейер был поставлен танк Т-54. Следом за ним с 1954 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т-55 — первого в мире танка, оснащенного комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на зараженной после ядерного удара местности. Высокая надежность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т-55 одним из самых массовых танков мира в 1960—1970 годах.

В начале 60-х годов был принят на вооружение танк Т-62 производства УВЗ. Он первый в мире был оснащен гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого бронебойно-подкалиберного снаряда, появилась на основных танках НАТО лишь в 1980-х годах.

В конце 60-х—начале 70-х годов Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности СССР получил задание на разработку массового танка нового поколения. В результате, армия получила Т-72, который соответствовал требованиям современного боя, а характеристики с очередной модификацией становились все более могущественными. Тагильская «семьдесятдвойка» стала впоследствии одним из самых массовых воюющих танков современности.

Уралвагонзавод принял участие и в освоении космоса. На тагильском предприятии заработало уникальное в стране производство по созданию криогенной техники во главе с конструкторским бюро ОКБ-250. В 1956 году на Уралвагонзаводе началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей. С тех пор ни один космический проект России не обходится без тагильских криогенщиков.

 

Инновации — путь к успеху

 

В 2007 году вышел указ президента России о создании корпорации на базе нижнетагильского Уралвагонзавода. Решение об объединении предприятий было принято «в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала в создании перспективных комплексов бронетанкового и артиллерийского вооружения, рационализации оборонного производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции». На сегодняшний день в интегрированную структуру корпорации входит около 40 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов — признанных в России и за рубежом разработчиков и производителей изделий для армии, железных дорог и городской инфраструктуры, дорожно-строительного и сельского хозяйства, космической, авиационной и нефтегазовой промышленности. Своими инновационными разработками корпорация внесла весомый вклад в развитие отечественного машиностроения.

Головное предприятие, подтверждая свое название, в первую очередь делает ставку на разработку и производство инновационной железнодорожной техники, на обеспечение современным и качественным подвижным составом магистралей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. На УВЗ выпускают большую линейку специализированных разработок, многие из которых уникальны: вагон-хоппер, вагон-термос, лесовоз, платформа для атомной промышленности, вагон-платформа для перевозки широкой номенклатуры грузов, цистерны для Роскосмоса, многофункциональное транспортное средство ТМВ-2 и другие. Ставка на инновационность является главным принципом при разработке новых изделий. При этом при создании не только спецтехники, но и подвижного состава. Прекрасный тому пример — вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом, полностью изготовленным из композиционных материалов. За эту разработку корпорация УВЗ удостоена одной из самых престижных международных премий JEC Awards.

В 2016 году состоялась торжественная церемония передачи Федеральной грузовой компании 10 000-го юбилейного инновационного полувагона производства корпорации «Уралвагонзавод» и подписание меморандума о долгосрочном сотрудничестве, направленного на внедрение инновационного подвижного состава на сети российских железных дорог.

За последние несколько лет научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» сделала огромный шаг вперед, продемонстрировала высокий потенциал. Сегодня УВЗ котируется в международных рейтингах производителей вооружений и военной техники, показав один из самых быстрых ростов среди предприятий российского ОПК.

В 2015 году корпорация «Уралвагонзавод» поднялась на 19 позиций в мировом рейтинге производителей вооружений по версии Стокгольмского института исследований проблем мира за 2014 год и заняла 61-е место. В этом есть и несомненная заслуга головного предприятии корпорации. Настоящей сенсацией для всей страны стали перспективные разработки УВЗ в области оборонной промышленности. Впервые по Красной площади в Параде Победы прошли бронемашины на платформе «Армата» — танки Т-14 и тяжелая боевая машина пехоты Т-15 — современнейшие разработки боевых машин уральских конструкторов.

Военные изделия марки «УВЗ», стимулировав развитие отрасли, оказали значимое влияние на историю России, на процветание отечественной армии и развитие мирового вооружения.

 

Уралвагонзавод не останавливается на достигнутых успехах. Впереди у прославленного машиностроительного гиганта — новые большие работы по созданию перспективных изделий как гражданского, так и военного назначения, укрепление существующих позиций и завоевание новых рынков.

 

СПРАВКА: 

Т-14 — единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» — новое слово в танкостроении, не имеет аналогов мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка. В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т-14 необитаема. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.

Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» Т-15 — одна из самых высокозащищенных тяжелых боевых машин пехоты в мире. Она оснащена дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ — это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.

 

Материалы подготовлены

пресс-службой АО "НПК "Уралвагонзавод"

"ПромЭнерго Лидер", №13 (сентябрь-октябрь, 2016г.)

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан