ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Вагонное дело «Метровагонмаша»

13 сентября 2017
Вагонное дело «Метровагонмаша»

В военных условиях

 

В настоящее время ОАО «Метровагонмаш» — одно из ведущих предприятий страны в области транспортного машиностроения, но свой производственный путь компания начала в 1897 году как Мытищинский вагоностроительный завод. В то время его работники трудились над созданием железнодорожных и трамвайных вагонов, а также вагонов для городских конных дорог. С началом Первой мировой войны предприятие переориентировалось на выпуск вагонов и платформ для перевозки людей и техники, санитарных поездов. Несмотря на тяжелое послевоенное положение, на заводе не прекращались разработки новых видов подвижного состава, в результате чего уже в 1926 году началось производство первых в стране 19-метровых металлических вагонов для электрифицированной железной дороги, а в 1929 году — и первых электрических пассажирских поездов.

После реконструкции 1930 года, в рамках которой на предприятии была поставлена на поток сборка трамвайных и пригородных вагонов, Мытищинский завод стал специализироваться на выпуске трамвайных и 19-метровых железнодорожных вагонов, а с 1933 года к перечню продукции предприятия добавились и вагоны метро, ведь с 1932 года в Москве шло активное строительство первого в стране метрополитена, который необходимо было обеспечить подвижным составом. В 1934 году завод выпустил 40 вагонов метро типа «А» для столичной подземки, они стали первыми цельнометаллическими вагонами сварной конструкции в практике отечественного транспортного машиностроения. В дальнейшем вплоть до Второй мировой войны предприятие наращивало мощности, осваивая выпуск все новых деталей и налаживая серийное производство другой продукции.

События 1941 года изменили судьбу всей страны, а с ней и Мытищинского вагоностроительного завода — он полностью перешел на выпуск военной продукции: корпусов для авиабомб, снарядов, платформ. В том же году его эвакуировали на восток, а на оставшихся площадях было развернуто производство бронкеколпаков, гранат, снарядов. В 1942 году основное оборудование завода вернулось на прежнее место, а само предприятие получило порядковый номер — 40, тогда же на его базе было создано особое конструкторское бюро и организовано серийное военное производство. Здесь заводу пригодился опыт, накопленный к тому времени в области транспортного машиностроения, — начался выпуск самоходных установок и мощных гусеничных тягачей. С завершением военных действий предприятие не сразу вошло в привычную колею: для восстановления страны требовались товары народного потребления, и на заводе был сформирован цех для производства аптечек, молотков, полок, тумб и многого другого.

 

Возврат к истокам

 

В 1946 году на заводе сформировался производственный костяк, который сохранился на многие десятилетия: осуществлялся серийный выпуск вагонов метро, самосвалов и оборонной продукции. Специалистами предприятия во второй половине 1940-х годов были разработаны и созданы новый гусеничный тягач М-2, новый артиллерийский тягач АТП, самоходная артиллерийская установка для авиадесантных войск АСУ-57.

С 1948 года предприятие получило новое имя — Мытищинский ордена Отечественной войны I степени машиностроительный завод, а со второй половины 1950-х годов его самосвалы стали завоевывать зарубежные рынки: начались поставки в Китай, Монголию, Корею, Албанию и другие страны. Во второй половине 1960-х годов на экспорт стали отгружаться и вагоны метро — в этом направлении завод также не стоял на месте: за прошедшее время было освоено производство вагонов типов «А», «Б», «Г», «Д», «Е», «ЕЖ», «ЕВ», а в 1970-х годах — «ЕЖЗ», «ЕЧС», «ЕВЗ», «И». Продукция предприятия начала эксплуатироваться в Будапештском, Пражском, Софийском метрополитенах. Впоследствии появились вагоны метро с без буквенными обозначениями: модели 81-717 и 81-714, а позднее — 81-718 и 81-719.

Перестройка в стране отразилась и на судьбе предприятия — в 1992 году оно было акционировано и стало ЗАО «Метровагонмаш», за год до этого производство автосамосвалов было выведено из предприятия, таким образом, обновленная компания смогла сосредоточить все свои усилия на выпуске вагонов метро. Кроме того, активно стало развиваться еще одно направление деятельности — разработка рельсовых автобусов и дизель-поездов, предназначенных для перевозки пассажиров на неэлектрофицированных участках железной дороги.

В новом веке компания продолжила разработку и освоение производства новых моделей подвижного состава: в 2008 году — вагоны 81-740/741 «Русич», а в 2011-м специально для Сербских железных дорог был выпущен уникальный дизель-поезд ДП-С, предназначенный для эксплуатации на железных дорогах с шириной колеи 1435 миллиметров. С 2012 года стартовал выпуск вагонов 81-760/761 «Ока», а в 2014-м был изготовлен первый дизель-поезд ДП-М, уникальность которого заключалась в том, что впервые силовое оборудование поезда размещалось в отдельном тяговом модуле со сквозным проходом. В свой первый путь дизель-поезд ДП-М отправился весной 2016 года на линии Голутвин—Озеры. Помимо того в прошлом году ОАО «Метровагонмаш» освоило выпуск новой модификации вагонов метро модели 81-722.1/723.1/724.1 для Санкт-Петербургского метрополитена, модернизировало первый состав серии 81-717.2К/714.2К для Будапештского метрополитена и направило 27 двухвагонных дизель-поездов ДП-С в Сербию. В Москву отправился последний состав модели 81-760/761 «Ока» и для столичного метрополитена началось производство вагонов новой серии 81-765/766/767 «Москва».

 

120 лет спустя

 

Сегодня основной сферой деятельности «Метровагонмаш» продолжает оставаться транспортное машиностроение: разработка, проектирование и изготовление подвижного состава для метрополитенов, его капитальный ремонт и техническое обслуживание, а также рельсовые автобусы и дизель-поезда. Предприятие работает как с «европейской» колеей 1435 миллиметров, так и с «русской» — 1520 миллиметров. С 2005 года оно входит в состав «Трансмашхолдинга», объединяющего множество отечественных предприятий транспортного машиностроения.

ОАО «Метровагонмаш» — один из крупнейших отечественных производителей вагонов для метрополитенов. Более девяти тысяч его вагонов эксплуатируются в 19 городах 11 стран мира и перевозят ежедневно более 16 миллионов пассажиров. При этом дизель-поезда и рельсовые автобусы, выпущенные предприятием, работают в России, Литве, Венгрии, Чехии, Сербии и на Украине.

В целом в 2016 году на внутреннем рынке было реализовано 76 % продукции «Метровагонмаша», тогда как 24 % — отправлено на экспорт. На мировом рынке нового моторно-вагонного подвижного состава для метрополитенов и железных дорог доля компании за прошлый год составила менее 5 %, в то время как на рынке стран СНГ и Балтии — 32 % для железных дорог и 94 % — для метрополитенов.

В 2017 году внутри страны больше всего вагонов «Метровагонмаша» будут направлены в метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга: в северную столицу — 66 вагонов. За рубеж предполагается направить около 27 % продукции компании, при этом значительные работы будут выполняться для Будапештского метрополитена — для него будет проведена модернизация 138 вагонов.

 

 

СПРАВКА:

В 2017 году «Метровагонмаш» начал выпуск новейших составов серии 81-765/766/767 «Москва». до конца 2020 года в столицу планируется направить 912 вагонов. В них реализованы самые инновационные разработки и решения в области вагоностроения: колеса низконапряженной конструкции с шумопоглотителями, новый современный асинхронный тяговый привод, сцепные устройства с элементами системы пассивной безопасности, шумо- и теплоизоляция, двери с электрическим приводом и увеличенной до 1400 миллиметров шириной дверного проема, освещение салонов с возможностью смены температуры цвета и многое другое.

 

Материалы подготовлены при участии пресс-службы ОАО «Метровагонмаш»
Фото пресс-службы ОАО «Метровагонмаш»

"ПромЭнерго Лидер", №4(17)'17 (июль-август, 2017г.)

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан