ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

Металлическая «бумага» РУСАЛа

20 марта 2016
Металлическая «бумага» РУСАЛа

— Сергей Станиславович, расскажите о производственных мощностях РУСАЛа по выпуску алюминиевой фольги. У компании четыре фольгопрокатных завода, они все выпускают одинаковую продукцию?

— Каждое предприятие упаковочного дивизиона имеет свой профиль. «Саянал» специализируется на производстве фольги для дальнейшей отделки и упаковочных материалов на основе фольги, «Уральская фольга» делает упор на продукции бытового, технического и строительного назначения. «Арменал» выпускает, главным образом, фольгу бытового назначения, немного контейнерной фольги и фольги под отделку. «Саянская фольга» занимается перемоткой алюминиевой фольги в бытовые рулончики для поставок в розничную торговлю.

 

— Сплавы каких серий используются для производства алюминиевой фольги?

— Мы работаем со сплавами серии 8xxx — 8006, 8011 и 8079, плюс применяем сплавы серии 3xxx, в частности, 3003. Но уже освоили и сплавы серии 7xxx, обладающие в силу содержания в них цинка повышенными антикоррозионными свойствами. Они используются в производстве фольги для автомобильных радиаторов. В принципе же, на фольгопрокатных заводах РУСАЛа может применяться практически любой сплав. Львиная доля — 2/3 — приходится именно на сплавы серии 8xxx.

 

— Как распределяются объемы реализуемой алюминиевой фольги? Хватает ли потребителей на отечественном рынке или поставки ведутся и за рубеж? Полностью ли обеспечивается спрос на металлическую «бумагу» в стране или часть ее импортируется?

— Больше 60% произведенной продукции мы экспортируем. Из этого количества половина приходится на США, половина — на Европу (где в основном продукция идет в Германию, Францию, Нидерланды, Италию, Польшу).

Емкость внутреннего рынка алюминиевой фольги относительно небольшая — порядка 45 тысяч тонн. Она меняется в зависимости от экономической ситуации в стране. Объем импорта — более 30 тысяч тонн в год. Фольга завозится к нам из разных стран, в основном из Китая и Германии. Китай является нетто-экспортером алюминиевой фольги. В КНР на сегодняшний день переизбыток фольгопрокатных мощностей. Их общая мощность превышает четыре миллиона тонн, это 70% от всех мощностей на планете. В такой ситуации Китай полностью обеспечивает внутренний спрос на фольгу и влияет на рыночные цены на глобальном рынке.

Если же говорить о Польше, то крупных фольгопрокатных заводов в ней нет. Польские перемотчики закупают фольгу, в том числе и в России, поставляют ее в розничные торговые сети как в страны ЕС, так и в СНГ.

В целом же импорт алюминиевой фольги в Россию падает. Не последнюю роль здесь играют колебания курса российского рубля, но решающая роль остается за нами — мы активно продвигаем нашу фольгу внутри страны.

 

— Вы говорите об официальном импорте, а как же «серый импорт»? Как компания относится к нему?

Мы в последнее время предприняли значительные усилия по борьбе с «серым импортом», активно взаимодействуя с Федеральной таможенной службой и выступая третьей стороной в ряде судебных процессов, связанных с корректировками таможенной стоимости, которые практиковали недобросовестные импортеры. В результате объем «серого импорта» снижается.

 

— А что говорят показатели производства алюминиевой фольги РУСАЛа? Какую динамику они отразили в первой половине 2015 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года?

— В период с января по июль предприятия РУСАЛа выпустили более 45 тысяч тонн алюминиевой фольги. Фактически производство осталось на уровне первой половины 2014 года, однако, учитывая непростую ситуацию на внутреннем рынке России, это хороший уровень.

 

— Несмотря на прочные позиции холдинга на мировом рынке, на его деятельность также значительно влияет общая международная ситуация. Например, не так давно Еврокомиссия ввела предварительную антидемпинговую пошлину на российскую фольгу, что предполагает делать РУСАЛ в связи с этим?

— Наши юристы занимаются данным вопросом. Очевидно, что решение Европейской комиссии политизированно. Мы ведем продажи полностью в соответствии с правилами рынка, и не стремимся ущемлять права европейских производителей фольги.

 

— Ранее компания предполагала дальнейшее развитие мощностей по производству алюминиевой фольги. В нынешних условиях эти планы актуальны или они претерпели изменения?

— В РУСАЛе разработана комплексная программа развития производства. В ее рамках мы намерены кардинально менять структуру портфеля выпускаемой продукции, делая акцент на тонкой фольге и тем самым заменить импорт.

Мы рассматриваем возможность реализации на «Саянале» комплексного проекта по увеличению выпуска фольги толщиной 6—9 микрон на 14 тысяч тонн в год. Проект включает в себя модернизацию действующего оборудования, установку нового прокатного стана и 17 печей отжига. Так, кроме нового прокатного стана для «Саянала» мы покупаем печи отжига, позволяющие обеспечить необходимые физико-механические свойства и качество поверхности тонкой фольги — к ней потребители предъявляют повышенные требования. Объем инвестиций оценивается в 35 миллионов долларов.

Если проект претвориться в жизнь, мы не столько увеличим производство в тоннаже, сколько изменим структуру выпуска — будем делать больше тонкой фольги для внутреннего рынка, замещать импорт.

Для «Уральской фольги» предполагается покупка машин мойки, правки и высокоточной резки на узкие типоразмеры. Тем самым мы сможем сильно продвинуться в сегменты дистанционной рамки, жалюзи и радиаторной фольги, имеющие достаточно большие рыночные емкости. Кроме того, на «Уральской фольге» мы проводим работы по модернизации заготовительного стана с целью повышения его эффективности. Много внимания уделяем энергосбережению. На «Уральской фольге» будет запущена новая блочно-модульная контейнерная электростанция.

На Надвоицком алюминиевом заводе мы планировали создать производство мощностью 60 тысяч тонн алюминиевой фольги в год, установив станы, способные катать фольгу шириной до 2200 миллиметров. Стоимость данного проекта по нашим оценкам равна 200 миллионов евро. Пока внутренний рынок России не может поглотить дополнительные 60 тысяч тонн фольги. Наладить экспорт в таком объеме — задача более далекой перспективы.

Мы также рассматриваем в будущем при улучшении ситуации возможности создания новых фольгопрокатных заводов в одном из центров потребления в России.

 

Материалы подготовлены пресс-службой ОК РУСАЛ

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан