ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 000, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 39, а/я 72

Написать нам

«Русский метод обучения ремеслам»: вчера, сегодня, завтра

21 марта 2016
«Русский метод обучения ремеслам»: вчера, сегодня, завтра

Из глубины времен

 

На протяжении всей своей истории Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана давал стране великих конструкторов, ученых, созидателей принципиально новой техники, государственных деятелей, возглавлявших оборонную промышленность, ракетно-космическую и авиационную отрасли, ядерную программу. Именно здесь сложилась выдающаяся школа преподавателей, прославившаяся оригинальными методиками подготовки инженерных кадров.

В Императорском московском техническом училище возникла уникальная система образования инженеров, получившая название «русский метод обучения ремеслам». Широкую известность, а впоследствии и мировое признание он приобрел после презентации на выставке в Вене в 1873 году, где получил золотую медаль. Позднее его элементы были использованы в учебном процессе многих технических университетов мира. В 1876 году президент Массачусетского технологического института Джон Рункль издал брошюру с детальным анализом особенностей «русского метода» — от организации учебных мастерских до календарных планов, от наполнения библиотеки до кадрового состава преподавателей. Она стала программой реорганизации деятельности МТИ, которая вывела его на ведущие позиции в мировом инженерном образовании.

«Русский метод» реализуется в техническом вузе на основе единства инженерного дела, освоения фундаментального содержания технологических процессов и воплощения полученных знаний на практике. В ходе изучения курсов технических дисциплин студенты проектируют и изготавливают конкретные технические устройства, которые поступают на рынок. Таким образом, при прохождении программы обучения студент осваивает навыки практической работы и выходит из стен вуза специалистом, готовым к профессиональной деятельности. Кроме того, учебные планы МГТУ (ИМТУ, МВТУ) имени Н. Э. Баумана разных лет традиционно демонстрируют оптимальное сочетание фундаментальных естественнонаучных и математических дисциплин, общеинженерных и специальных дисциплин.

 

К сегодняшнему дню

 

В настоящее время «Русский метод» по-прежнему лежит в основе подготовки инженеров в университете. Его ценность — в непрерывном развитии, в наполнении инновационными образовательными технологиями, эффективными учебными программами, обеспечивающими постоянную модернизацию учебного процесса на основе последних достижений в области разработки научного оборудования, программных средств, методик проектирования и проведения исследований. Вуз всегда отличала тесная связь с высокотехнологичным производством и ведение учебного процесса с использованием новейшей техники. Для подготовки выпускника, способного сразу включиться в современное производство, нужны учебные центры с лучшими образцами техники, позволяющими проводить настоящие исследования. Это должны быть действующие лаборатории, наполненные жизнью, а не коллекции демонстрационных образцов.

Особенностью образовательного процесса в вузе традиционно остается привлечение студентов и аспирантов к выполнению реальных научно-исследовательских, конструкторских и опытно-технологических работ. Ряд кафедр возглавляют руководители ведущих российских предприятий промышленности. Университет осуществляет реализацию более ста образовательных программ подготовки специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов.

В вузе ведется активная научно-исследовательская работа по наиболее перспективным направлениям — от нанотехнологий до космической инженерии. Полученные технологии внедряются в космическую, оборонную, медицинскую, IT и другие отрасли промышленности. Объем научных работ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2014 году превысил 4,9 миллиарда рублей.

 

Научно-образовательные центры

 

В последние годы в вузе взят курс на создание принципиально новых, междисциплинарных научно-образовательных центров. Здесь университет применяет комплексный подход — оборудование, его компоновка, размещение удобное и для научных исследований, и для учебного процесса, обеспечение таких лабораторий профессиональными кадрами: и своими вузовскими профессорами-наставниками, и специалистами с предприятий, приглашение зарубежных коллег. Формируется информационная инфраструктура, обеспечивающая доступ сотрудников, студентов к современным базам научных электронных ресурсов, библиотеке, каналам связи, интерактивным средствам в учебном процессе.

Научно-образовательные центры представляют собой новый тип образовательной среды, позволяющей открыть новые грани в осуществлении научного руководства работой студентов. Роль научных руководителей в развитии научных исследований в вузе, организации учебного процесса чрезвычайно велика. Научно-образовательные центры сделали связку «учитель—ученик» более тесной, обеспечив студентам университета возможность участия в совместной с руководителем работе над самыми современными научными проблемами. На задачу привлечения молодежи в центр работает все: дизайн помещений, уникальность оборудования, доброжелательное отношение старших товарищей, возможность общения со сверстниками, научные семинары, к выступлению на которых привлекаются наиболее авторитетные ученые России и мира.

Комплекс новых научно-образовательных центров — это не простая совокупность хорошо оснащенных оборудованием лабораторий, это новая парадигма современного инженерного образования, подготовки элитных инженеров-разработчиков, инженеров-исследователей в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана. Эта новая парадигма базируется на положениях «русского метода подготовки инженеров», развивая их в новых экономических, социальных и политических условиях, новых темпах развития науки и технологий. Создание таких научно-образовательных центров четко продолжает линию построения связи «наука—образование—производство».

За последние годы на базе университета создано более 15 междисциплинарных научно-образовательных и инжиниринговых центров, которые ведут фундаментальные изыскания и технологически-ориентированные исследования: «Нанотехнологии, нано- и микросистемная техника», «Новые материалы, композиты и нанотехнологии», «Ионно-плазменные технологии», «Управление в кризисных ситуациях», «Суперкомпьютерное инженерное моделирование и разработка программных комплексов», «Технопарк информационных технологий Mail.Ru Group», «Фотоника и ИК-техника», «Дом физики», «Молодежный космический центр», «Инновационное предпринимательство и управление интеллектуальной собственностью», «Медико-технологический», «Центр технологий машиностроения», «Сварка и контроль», «Робототехника», «Московский центр лазерных технологий» и другие. Эти центры прекрасно оснащены и транслируют результаты научных исследований и разработок в учебный процесс. В работе таких центров, как и в деятельности всех научных групп университета, принимают участие студенты и аспиранты.

Уже сейчас половина почти пятимиллиардного объема работ вуза выполняется в этих центрах. В одном только Центре композиционных материалов за последнее время выполнено работ на 600 миллионов рублей. В центры входят разные лаборатории, одни ориентированы на выполнение хоздоговорных работ и приносят существенный финансовый результат, другие — на информационное сотрудничество, проводят крупные международные симпозиумы. Для воспитания нового поколения инженеров важны оба «сценария развития».

На очереди в университете — открытие уникального центра криологии, центра наноплазмоники, центров по поршневым двигателям, по медицинскому приборостроению, а также по нетрадиционным источникам энергии.

 

СПРАВКА:

В Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана на 19 факультетах (в том числе пяти отраслевых, созданных на базе крупных промышленных предприятий) обучаются 18 тысяч студентов и две тысячи аспирантов. Научную и преподавательскую работу ведут 700 докторов и 2,5 тысячи кандидатов наук. В составе вуза восемь научно-учебных комплексов, 132 кафедры, десять научно-исследовательских институтов, 30 специализированных научно-образовательных центров.

Материалы подготовлены управлением информационной и молодежной политики МГТУ имени Н. Э. Баумана

Партнёры

Атырау нефть и газ
Освоение шельфа России и СНГ
Уголь России и Майнинг
Экспо Казахстан