ПромЭнерго Лидер, федеральный журнал
Искусство быть лидером!

Наш адрес: 620 089, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, а/я 419

Написать нам

20 лет под стук колес

07 января 2025
20 лет под стук колес

Наша цель — бесшовное железнодорожное сообщение

В соответствии с концепцией структурной реформы железнодорожного транспорта в октябре 2003 года произошло разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности. Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство путей сообщения России (МПС). В результате хозяйственные задачи были переданы ОАО «РЖД», надзорные — Ространснадзору, а государственное регулирование в области железнодорожного транспорта делегировано Росжелдору.
За прошедшие с тех пор 20 лет было реализовано множество значимых проектов, направленных на модернизацию и улучшение железнодорожного транспорта России, повышение его эффективности. В результате только в 2023 году специалисты агентства оказали 57 тысяч услуг 24-х видов, включая решение вопросов, связанных земельными правоотношениями. Чтобы справиться с проблемами, которые часто возникают при строительстве железнодорожной инфраструктуры, в составе организации было создано соответствующее подразделение.
Важным этапом в истории агентства стало создание в минувшем году в структуре Росжелдора ФГУП «Железные дороги Новороссии», которое объединит объекты железнодорожной инфраструктуры четырех новых регионов: Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Это позволит создать единую систему управления процессом перевозок.
— Новые регионы, действительно, это зона особого внимания: до 2023 года внутренние перевозки осуществлялись небольшими региональными железными дорогами, с 1 января 2024 года заработали «Железные дороги Новороссии», которые стали официальным перевозчиком на новых территориях, —рассказал в интервью ИА ТАСС в марте этого года руководитель агентства Алексей Дружинин. — Общая протяженность железных дорог чуть больше чем две тысячи километров. В штате новой компании сейчас трудятся свыше 15 тысяч человек, и для нас крайне важно, чтобы на предприятии сохранился кадровый резерв, сохранилась квота для тех работников железных дорог, которые сейчас находятся в зоне СВО. То есть, чтобы люди возвращались и знали, что их ждут гарантированные рабочие места.
Что касается перевозок пассажиров, то здесь в первую очередь важен вопрос безопасности. Сейчас мы не можем обеспечить кардинальное скачкообразное развитие. Но тем не менее мы уделяем внимание объектам инфраструктуры, например, строящемуся сейчас вокзалу в Мариуполе или станции Углегорск, которая в прошлом году была, по сути, восстановлена.
Подобная работа ведется и на других объектах. Одной из задач, конечно же, является бесшовное сообщение с Россией, чтобы пассажир мог сесть в Москве и доехать до станции назначения на новых территориях.

Трудовой подвиг

А созданная для обеспечения потребностей в железнодорожных перевозках населения и экономики Республики Крым Крымская железная дорога, которая с 2015-го находится в ведении Росжелдора, в этом году уже отмечает 10-летний юбилей. Руководство агентства с гордостью отмечает, что год от года объемы перевозок грузов и пассажиров на полуострове неуклонно растут — даже с учетом того, что в 2023 году работа подразделения в основном была связана с восстановлением Крымского моста после теракта. Люди работали круглосуточно, в сложнейших погодных условиях, в результате стратегический объект был восстановлен и сдан до срока.
— Можно уверенно сказать, что за прошедшие десять лет Крымская железная дорога влилась в общую сеть российских железных дорог: работает по российским стандартам, решены все вопросы, которые поднимались при начальном этапе организации перевозок пассажиров и грузов, — говорит Алексей Дружинин. — Сегодня Крымская железная дорога является, по сути, основным доставщиком пассажиров в Крым в условиях закрытых аэропортов. Объем перевозок грузов с 2022 года увеличился на 46 %, пассажиров — на 23 %. Что касается планов, то перевозчики, конечно, осторожничают и планируют совокупный объем перевозок в девять миллионов пассажиров. Но мы понимаем, что в прошлом году их было перевезено десять миллионов. Мне кажется, что перевыполнение будет, учитывая тот спрос, который существует. Плюс по грузам действительно добавились возможности перевозок из новых регионов, потому что долгое время с северной стороны грузов не было.
Восстановление поврежденной части моста произошло с опережением почти на четыре месяца. Люди работали в экстремальных условиях. Восстановление шло по уникальной технологии, случаев такого ремонта у нас еще не было. По сути, это был трудовой подвиг. И то, что сегодня дорога полноценно готова к работе, — это заслуга строителей-железнодорожников.
Сегодня мы столкнулись с качественно новыми вызовами в части террористической безопасности на железнодорожном транспорте: это и дроны, это и откровенные попытки диверсии, поджоги тех или иных объектов. Мы видим, что, к сожалению, в эту деятельность вовлекаются не только диверсионные группы со стороны Украины, но и отдельные граждане нашей страны. Здесь, видимо, не хватает понимания ответственности, что вмешательство в работу железнодорожного транспорта — это статья, это 12 лет срока. И, конечно, это все требует новых мер, новых форм охраны. Защитой объектов занимается ведомственная охрана железнодорожного транспорта в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. Соответственно, мы все больше используем средств объективного контроля, видеонаблюдения — те же беспилотники.
Сохранность грузов и безопасность охраняемой инфраструктуры обеспечивают специалисты ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» — одного из ключевых подведомственных учреждений Росжделдора, включенное указом Президента РФ в перечень стратегически важных. Предприятие активно внедряет для охраны грузов современные технические средства и автоматизированные системы безопасности, работающие на базе спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Их применение позволяет мониторить маршруты движения грузов, выявлять наиболее криминогенные участки и оперативно реагировать на внештатные ситуации.

К новым горизонтам

Сегодня руководство Росжелдора связывает большие надежды с реализацией нового глобального проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва—Санкт-Петербург. Агентство рассматривается в качестве концедента по этому направлению.
— Такое действительно историческое решение по строительству высокоскоростной магистрали, которое Президент с коллегами приняли совсем недавно, дает стимулы и для агентства, — подчеркнул председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на встрече с главой Росжелдора в марте этого года— Это и современные тепловозы, локомотивы, это и новые технологии, которые будут применяться, материалы, это и вагоны. И, что очень важно, соответствующая инфраструктура для высокоскоростных дорог.
И это будет, прежде всего, я надеюсь, построено на отечественных решениях, потому что именно на это направлены наши усилия. Это касается и расходов на НИОКР и соответствующие технологические разработки. Конечно, при помощи государства, но они должны быть нацелены именно на технологическое развитие, на суверенитет и в этой отрасли. Важнейшей для нас отрасли.
Президент совсем недавно отмечал, что предстоящее десятилетие — это десятилетие большой стройки в России. И, конечно, это невозможно представить без высокоскоростных магистралей, без железных дорог.
Здесь активнейшая работа, которая ведется Правительством, государством, в том числе агентством, многими его подразделениями, а также частными подрядными компаниями, связана с новыми логистическими коридорами, путями. Это и стройка БАМа, Транссиба. Это модернизация подходов к морским портам. Конечно, все это надо учитывать, когда мы будем новые транспортные маршруты оптимизировать в соответствии со стратегией внешнеэкономического развития, все наши логистические коридоры, для того чтобы приоритизировать максимизацию доходов при такой транспортной задаче. А она сложнейшая.

Материалы представлены пресс-службой Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).

 

Партнёры

Атырау нефть и газ
Уголь России и Майнинг
ГАЗ. НЕФТЬ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ, 19 - 20 марта 2025 года
KIOSH 2025
ЭлектроТранс 2025
Сургут. Нефть и Газ - 2025
ПРОМТЕХЭКСПО-2025