+7 (343) 287-35-55
Наш адрес: 620 089, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, а/я 419
65 лет в арктических льдах

Хроника выдающихся достижений
Ввод атомного ледокола (а/л) «Ленин» в эксплуатацию позволил кардинально пересмотреть вопрос о расширении сроков навигации в Арктике и значительно увеличить объемы грузооборота на трассе Северного морского пути (СМП). Атомные ледоколы открыли новые возможности в освоении Арктики. В 1961 году впервые в истории дрейфующая полярная станция «Северный полюс-10» была высажена на лед с борта атомохода и обстроена при активном участии экипажа. В этом рейсе было совершено высокоширотное сквозное плавание из Мурманска в восточные районы Арктики. А в 1978 году благодаря атомному ледокольному флоту навигация в Западном районе Арктики стала круглогодичной.
Самое выдающееся достижение в истории атомного ледокольного флота принадлежит экипажу а/л «Арктика». 17 августа 1977 года впервые в мире атомоход достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. Это событие оказалось сопоставимо с таким достижением, как полет человека в космос. В 1983 году экипажу «Арктики» удалось преодолеть последствия сложнейшей навигации в Восточном районе СМП, благодаря чему были спасены замерзавшие суда и их экипажи, а заявленные грузы своевременно доставлены на побережье.
Атомный ледокол «Сибирь» славится двумя выдающимися рейсами. В 1978 году он осуществил проводку теплохода «Капитан Мышевский» в транзитном плавании по всей трассе СМП с запада на восток. А в 1987 года экипаж атомохода не просто достиг Северного полюса, но и снял со льдины состав научной станции СП-27 и обеспечил открытие новой станции СП-29.
Экипаж атомохода «Россия» в 1990 году выполнил первый туристический рейс на Северный полюс. После этого такие рейсы стали регулярными в течение летнего сезона и осуществлялись ледоколами «Советских союз» и «Ямал», а сейчас туристов возит а/л «50 лет Победы».
К числу сложнейших рейсов можно отнести проводку а/л «Советский Союз» танкера «Уйкку» из Мурманска в Певек с нефтепродуктами для замерзавших жителей восточной Арктики зимой 1998 года.
Ядерная организация
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Атомфлот» вошло в состав государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании Указа Президента Российской Федерации № 369 «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 20 марта 2008 года. 28 августа ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания.
14 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении ФГУП «Атомфлот» статуса федеральной ядерной организации на 25-летний срок.
Основными направлениями деятельности компании в настоящее время являются ледокольное обеспечение арктических проектов, ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающие порты РФ, оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта, транспортировка грузов атомным контейнеровозом «Севморпуть», безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. Кроме того, Росатомфлот участвует в экологической реабилитации Северо-Западного региона России. В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач — обеспечить безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.
Сегодня в состав атомного ледокольного флота входят головной универсальный а/л «Арктика», первый серийный универсальный а/л «Сибирь», второй серийный универсальный а/л «Урал» мощностью 81 тысяча лошадиных сил, два а/л мощностью 75 тысяч лошадиных сил каждый — «Ямал» и «50 лет Победы», два а/л мощностью около 50 тысяч лошадиных сил — «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть» мощностью 40 тысяч лошадиных сил.
Помимо атомного ледокольного флота Росатомфлот оперирует судами атомно-технологического обслуживания и кораблями портового флота, предназначенными для обслуживания акватории порта Сабетта: буксирами ледового класса «Пур» и «Тамбей», ледокольными буксирами «Юрибей» и «Надым» и портовым ледоколом «Обь».
ФГУП «Атомфлот» входит в дирекцию Северного морского пути госкорпорации «Росатом». Дирекция СМП обеспечивает организацию судоходства, строительство в портах инфраструктурных объектов федеральной собственности, в том числе энергетических, создание системы безопасности мореплавания в рамках СМП, а также навигационно-гидрографическое обслуживание.
Вдвое быстрее
География работы атомного ледокольного флота — акватория Северного морского пути. Это водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ, ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
Сегодня Северный морской путь — кратчайший судоходный маршрут для перевозки грузов между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. От Мурманска до портов Японии около шести тысяч миль, если идти через Суэцкий канал — более 12 тысяч. В зависимости от ледовой обстановки судно потратит на этот переход 18 дней, а через Средиземное и Красное моря — около 37. Путь через российскую Арктику почти в два раза короче.
Севморпуть является важным элементом в создании единого логистического пространства страны, простирающегося от Мурманска до Владивостока, объединяющего воды от западной морской границы России до рубежей Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас невозможно представить эффективную работу в акватории СМП без оператора атомного ледокольного флота — ФГУП «Атомфлот».
Итоги года
Ключевым достижением 2023 года стало обеспечение перевозок по Севморпути 36,25 миллиона тонн груза. Это новый рекорд грузоперевозок по Северному морскому пути. Например, в 1987 году, при Советском Союзе, рекорд перевозок по СМП составил семь миллионов тонн. В современной истории России рекорд перевозок по СМП был поставлен в 2021 году и составил 34,9 миллиона тонн. Грузопоток в акватории Северного морского пути демонстрирует стабильный рост. Госкорпорация «Росатом» делает многое для создания максимально привлекательных условий работы в Арктике.
Перевозка транзитных грузов по СМП в 2023 году достигла рекордных за всю историю маршрута 2,1 миллиона тонн. Основным транзитным грузом в минувшем году стала нефть.
В 2023 году впервые ледоколы ФГУП «Атомфлот» выполняли операцию по проводке судна дедвейтом (грузоподьемностью) свыше 169 тысяч тонн с запада на восток акватории Севморпути. 6 сентября в районе мыса Дежнева а/л «Таймыр» и универсальный а/л «Сибирь» завершили проводку судна типа CapeSize, груженого 164,5 тысячи тонн железнорудного концентрата.
Ледокольная проводка состояла из двух этапов. Вначале атомоход «Таймыр» обеспечил безопасный проход судна через участок Карского моря от островов Сергея Кирова через проливы Матисена и Бориса Вилькицкого, после чего балкер самостоятельно пересек море Лаптевых. В Восточно-Сибирском море ледокольную проводку обеспечил универсальный а/л «Сибирь».
Необходимо особо отметить, что атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» выполнил два каботажных рейса в 2023 году. Они проходил по маршруту Санкт-Петербург—порт Восточный—Петропавловск-Камчатский—Санкт-Петербург. Рейсы реализованы в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Без ледокольной проводки атомный контейнеровоз «Севморпуть» успешно преодолел весь маршрут.
Новая страница в истории мореплавания
Сегодня «Атомфлот» является ключевым партнером большинства инфраструктурных проектов, реализуемых в акватории Северного морского пути. Контрактный портфель предприятия постоянно растет.
Атомный ледокольный флот является уникальным конкурентным преимуществом России в Арктике. В ближайшее время его основу составят универсальные атомные ледоколы проекта 22220. Эти суда более чем на 90 % построены из российских комплектующих.
Двухосадочная конструкция атомных ледоколов проекта 22220 позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек — в частности, на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы.
При строительстве универсальных а/л проекта 22220 использовались инновационные решения, которые до этого не применялись на судах с ядерными энергетическими установками. Атомные ледоколы оснащены реакторной установкой нового поколения «РИТМ-200». Она была спроектирована конструкторским бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов». Этот полностью отечественный продукт не имеет зарубежных аналогов и отвечает современным тенденциям развития мировой атомной энергетики. Коллектив ПАО «ЗИО-Подольск» обеспечил производство и поставку основного оборудования установки «РИТМ-200».
Универсальные а/л проекта 22220 оснащены системой электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. Она создана филиалом «ЦНИИ «СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Это первая отечественная разработка, позволяющая получить пакетное решение для управления ледоколом в любых режимах.
В строительстве универсальных атомных ледоколов принимают участие многие российские предприятия. Например, производством гребных электродвигателей занимается ООО «НПО «Ленинградский электромашиностроительный завод», паротурбинной установки и пневмоомывающего устройства — АО «Завод «Киров-Энергомаш», вспомогательной котельной установки — АО «СКБК», центрального поста управления и системы автоматики — АО «Концерн «НПО «Аврора», а гребные винты, валы, деаэратор и парогенераторы низкого давления изготавливает АО «Балтийский завод».
В атомоходах проекта 22220 воплощен успешный опыт судостроителей и моряков. Эффективная эксплуатация данных судов станет определяющим фактором устойчивого развития судоходства в акватории Северного морского пути.
На сегодняшний день на балтийском заводе строятся еще три атомохода проекта 22220 — «Якутия», Чукотка» и «Ленинград». На заводе в городе Большой Камень идет строительство головного а/л проекта 10510 «Россия», который станет самым мощным и современным в мире. На нем установлены две реакторные установки «РИТМ-400» мощностью 315 мегаватт, четыре турбогенератора по 37 мегаватт каждый, четыре гребных электродвигателя по 30 мегаватт каждый. Планируемая максимальная ледопроходимость судна составляет 4,31 метра, водоизмещение при осадке по КВЛ — около 68601 тонны.
Ввод в эксплуатацию ледокола позволит открыть новую страницу в истории мореплавания в высоких широтах.
Материалы представлены отделом коммуникаций ФГУП «Атомфлот»