+7 (343) 287-35-55
Наш адрес: 620 089, РФ, Свердловская область, г. Екатеринбург, а/я 419
Севмаш — родина атомного подводного флота

Уникальные корабли
Эра отечественного атомного подводного кораблестроения была открыта 17 декабря 1958 года. В этот день на Севмаше вступила в строй АПЛ проекта 627 К-3. Это корабль-революционер Военно-морского флота страны: атомная энергия дала подлодкам возможность не всплывать на поверхность для подзарядки в отличие от дизельных ПЛ, а также сняла ограничения по дальности и автономности плавания.
На Севмаше началось серийное строительство АПЛ. Предприятие стало крупнейшим в СССР и в мире центром атомного подводного кораблестроения, уникальной промышленной площадкой, где наряду с крупными сериями создавались корабли, установившие мировые рекорды по габаритам, глубине погружения, скорости, степени автоматизации.
Так, на Севмаше была построена первая в мире титановая атомная подлодка К-162 проекта 661, которой принадлежит рекорд скорости, в народе прозванная «Золотая рыбка», и самая глубоководная АПЛ проекта 685 «Комсомолец», погрузившаяся на 1027 метров — глубину, недосягаемую ни для одного флота мира. Самые большие в мире атомоходы проекта 941 — на Севмаше была построена серия из шести кораблей — за свои размеры занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Атомные подводные лодки проекта 705К стали самыми высокоавтоматизированными — их экипаж был сокращен до 31 человека, а для швартовки кораблям этого проекта не требовались буксиры. Кроме того, со стапелей верфи сошла «золотая» серия атомных подводных лодок проекта 667А и его модификаций — всего 59 кораблей.
Родоначальник атомного подводного флота АПЛ «Ленинский комсомол» сегодня является основным объектом Музея военно-морской славы в парке «Остров фортов» в Кронштадте.
— Создание первой отечественной атомной подводной лодки было национальной задачей — на ее решение работали 35 институтов, более 20 конструкторских бюро, около ста промышленных предприятий Советского Союза, — вспоминает генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. — Севмашу выпала честь стать родиной первого атомохода. Мы гордимся своей историей, нашими дедами, которые, работая в три смены, за невероятно короткий срок построили первый подводный корабль, движимый атомной энергией. С того дня строительство АПЛ стало главным направлением деятельности Севмаша.
Гособоронзаказ в приоритете
Сегодня Севмаш продолжает работать на полных оборотах и реализует программк государственного оборонного заказа. На стапелях верфи — две линейки атомных подводных ракетоносцев проектов «Ясень-М» и «Борей-А». Это технически сложные атомоходы с интеллектуализацией боевых действий, внедрением передовых информационных технологий и радиоэлектронным вооружением. Они обладают новыми характеристиками с точки зрения физических полей, систем управления оружием, маневренных свойств. Строительство АПЛ ведется в соответствии с графиками. Результаты этой серьезной работы достойные. За последние десять лет в состав Военно-морского флота страны были переданы шесть стратегических АПЛ проектов «Борей» и «Борей-А», три многоцелевых ракетоносца проектов «Ясень» и «Ясень-М».
В июле прошлого года ВМФ принял от Севмаша исследовательскую подводную лодку «Белгород». Это новый шаг в отечественном кораблестроении. Подводная лодка будет решать широкий спектр задач. На торжественной церемонии главнокомандующий ВМФ Николай Евменов подчеркнул, что «Белгород» открывает для России новые возможности.
Кроме строительства Севмаш выполняет сервисное обслуживание атомных подводных лодок четвертого поколения по контракту с Министерством обороны. Корабелы верфи обслуживают суда в местах их базирования.
Еще одно важное направление деятельности завода — ремонт и модернизация надводного корабля проекта 11442М. Крейсер находится у достроечной набережной. В реализации проекта задействована большая кооперация предприятий. Севмаш сотрудничает с более чем 150 поставщиками, их география достаточно широкая. Корабелы верфи держат высокий темп, все работы выполняются в соответствии с графиком, согласованным с Военно-морским флотом России.
Портфель заказов крупнейшей верфи
Выполнение государственного оборонного заказа — основное направление деятельности Севмаша, однако специалисты предприятия работают и над другими проектами. Так, в 2022 году на заводе заложили обитаемый подводный аппарат (ОПА) «Ясон». Работы выполняются по заказу компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в интересах ПАО «Газпром». «Ясон» предназначен для выполнения подводных технических работ. Он повысит безопасность магистральных газопроводов под водой. Это уникальное оборудование, ранее подводных аппаратов с такими характеристиками в России не строили. После завершения строительства ОПА в цехе состоится его спуск на воду и будут проведены испытания. Обсуждается вопрос о дальнейшем развитии проекта — в том числе вариант необитаемого подводного аппарата.
Несмотря на большую загрузку, специалисты Севмаша не прекращают выпуск продукции технического назначения. На заводе разработаны дейдвудные подшипники для патрульных кораблей проекта 22160, подготовлен и запущен в производство проект выпуска комплекта этих изделий для вертолетоносцев. Изготавливается судовая арматура, амортизаторы, фильтры, полуфабрикаты металлургического производства, судовая мебель, сварочные флюсы и многое другое. Кроме того, в рамках сотрудничества с Опытным конструкторским бюро машиностроения имени И.И. Африкантова Севмаш изготавливает баки металловодной защиты для АПЛ проектов «Борей-А», «Ясень-М». Верфь поставляет продукцию для «Силовых машин», концерна «Океанприбор», ЦС «Звездочка» и дальневосточного завода «Звезда». Всего более 60 предприятий России получают изделия, изготовленные на заводе.
В условиях санкций у российских предприятий появилась острая необходимость в проектировании аналогов изделий иностранного производства при помощи реверс-инжиниринга. Севмаш активно подключился к решению этой задачи.
Модернизация мощностей
В последнее десятилетие Севмаш переживает технологическую революцию. Ведется полномасштабная реконструкция и перевооружение практически всех производственных мощностей. Фактически, формируется предприятие нового технологического уровня — современная, высокоэффективная и конкурентоспособная верфь. Работы выполняются за счет средств, выделенных в рамках государственной программы РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса».
В ходе модернизации завершено техперевооружение и реконструкция транспортно-передаточного комплекса (ТПК) предприятия. Модернизирована котельная высокого давления — этот объект играет важную роль при достройке атомных подводных лодок у набережной завода и проведении швартовных испытаний. В ближайшее время планируется завершить техперевооружение неметаллического, машиностроительного, металлургического, испытательно-сдаточного и вспомогательного производств для обеспечения строительства АПЛ четвертого и пятого поколений.
Главное — коллектив
Залог успеха крупнейшей верфи страны — люди. Севмаш прикладывает все усилия для сохранения своего кадрового потенциала и привлечения молодежи. Заключаются договоры о сотрудничестве с ведущими вузами страны — сейчас их действует более 30-ти. Ведется работа по профориентации в школах Северодвинска, Архангельской области и в других городов. Для учеников и дошколят проводятся фестивали, мастер-классы, тематические совместные игры. Привлекаются и ребята из других регионов России — они участвуют в судостроительной олимпиаде Севмаша и специализированных сменах всероссийского детского центра «Орленок». Усилено направление адаптации молодых людей на производстве, им оказывается поддержка во многих бытовых вопросах, в том числе в приобретении жилья.
(заключение) Сегодня руководство страны ставит в приоритет создание сильного атомного подводного флота. Севмаш загружен заказами. Нерешаемых задач для корабелов нет. В ближайшие годы подводное кораблестроение продолжит эволюционировать, и нет сомнений, что крупнейшая верфь страны продолжит идти в ногу со временем.
Материал и фотографии подготовлены пресс-службой АО «ПО «Севмаш»